По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2013 N А06-7625/2012 <О признании недействующим постановления мэра города Астрахани от 11.10.2012 N 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города от 05.07.2010 N 4657-м", в части включения в перечень остановочных пунктов - остановки "ул. Жилая, 15 "а" - "Школа N 28">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. № А06-7625/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Астраханской области
в составе: председательствующего судьи Мирекиной Е.И.
судей: Блажнова Д.Н., Сорокина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косабуцкой Ю.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Гастрономчик"
к Администрации г. Астрахани, мэру города Астрахани
о признании Постановления мэра города Астрахани от 11.10.2012 № 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города от 05.07.2010 № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани" недействующим, в части включения в перечень остановочных пунктов - остановки "ул. Жилая, 15 "а" - "Школа № 28",

при участии:
от заявителя - Хасанова А.Р. ген. директора общества, Шапиро И.М. - представителя по доверенности от 07.09.2012,
от заинтересованных лиц - Фирсовой Е.С., представителя по доверенностям от 22.01.2013 № 01-09-89; от 22.01.2013 № 01-09-88; Деркач О.В. - представителя по доверенности от 28.01.2013,
Общество с ограниченной ответственностью "Гастрономчик" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Астрахани, мэру города Астрахани о признании Постановления мэра города Астрахани от 11.10.2012 № 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города от 05.07.2010 № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани" недействующим, в части включения в перечень остановочных пунктов - остановки "ул. Жилая, 15 "а" - "Школа № 28".
Основанием для удовлетворения заявленных требований заявитель указывает, несоблюдение законодательно закрепленного порядка организации остановочного пункта, положений земельного и гражданского законодательства при издании 11.10.2012 мэром города Астрахани Постановления № 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города от 05.07.2010 № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани", что повлекло нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности. Оспариваемое постановление противоречит требованиям Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" и действующим на момент издания оспариваемого постановления, требованиям к автомобильным дорогам с регулярным автобусным сообщением, введенным в действие приказом Федеральной дорожной службы России от 19.01.1999 № 10.
Представители заинтересованного лица, заявленные требования не признали, считают, что для внесения изменений в реестр остановочных пунктов города Астрахани создание комиссии и проведение работы по согласованию со всеми структурами места размещения данного остановочного пункта не требуется, поскольку Постановление мэра города Астрахани от 11.10.2012 № 9039-м вносит дополнения в Постановление мэра города от 05.07.2010 № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани", по результатам обследования сотрудником управления городского транспорта объектов инфраструктуры. Земельный участок, на котором расположены остановочная и посадочная площадки для пассажиров, не является собственностью предпринимателя. Данный остановочный комплекс на балансе администрации не значится, поскольку указанный остановочный пункт является остановкой "по требованию".
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник либо лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на ином праве или по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно Требованиям к автомобильным договорам с регулярными автобусными сообщением, утвержденным ФДС РФ от 19.01.1999, пункту 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденными приказом Минтранса России от 08.01.1997, ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах, Общие технические требования" выбор местоположения автобусных остановок производится в соответствии с действующими нормативными документами.
Местоположение автобусных остановок согласовывается дорожными (коммунальными) организациями, главным архитектором города, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется соответствующими коммунальными службами в соответствии с действующими нормативными документами.
Элементами автобусной остановки являются: остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон.
Места автобусных остановок должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками и павильонами для пассажиров в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02.-85.
Запрещается использовать посадочные площадки и павильоны для других целей (торговые точки и т.п.).
Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а в длину в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 метров.
За посадочной площадкой располагается площадка ожидания. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 человека на квадратный метр. Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона к элементам благоустройства автомобильных дорог наряду с иными сооружениями отнесены остановочные пункты.
В силу приведенных норм остановочный пункт, являясь элементом обустройства автомобильной дороги, также является и частью самой автомобильной дороги.
Автомобильные дороги расположены на земельных участках, отнесенных к территориям общего пользования, границы которых обозначают красные линии (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Положением о порядке организации и проведения конкурсов среди юридических и физических лиц на право пользования земельными участками в г. Астрахани для размещения, строительства и эксплуатации объектов торгово-бытового назначения и служебно-административных зданий, утвержденным Постановлением мэра города Астрахани от 22.12.1997 № 3546-м, решением конкурсной комиссии от 22.05.2001 года № 237, 18.01.2002 было издано Постановление администрации города Астрахани № 87 от 18.01.2002 о резервировании и предоставлении из состава земель поселений земельного участка по ул. Жилой, 15а в аренду Хасановой Н.А. и Грибинюк В.Н.
Целью резервирования земельного участка являлась разработка проектно-сметной документации на монтаж остановочно-торгового комплекса из стеклометаллических конструкций.
11.07.2003 администрацией города Астрахани издается Постановление № 1973 о предоставлении в аренду земельного участка по ул. Жилой, 15а для монтажа магазина, торгового павильона и павильона ожидания общественного транспорта.
В 2004 году администрацией города Астрахани изменяется разрешенное пользование земельного участка "на эксплуатацию магазина по продаже продовольственной группы товаров".
20.05.2004 Постановлением № 1282 принимается решение о переоформлении документов о землепользовании Хасановой Н.А., и в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ, распоряжением комитета по управлению имуществом города Астрахани и планом земельного участка, земельный участок по ул. Жилой, 15а в Ленинском районе предоставляется Хасановой Н.А. для эксплуатации магазина по продаже продовольственной группы товаров в аренду.
На основании договора аренды земельного участка, расположенного на территории города Астрахани, № 657 от 13.08.2004, прошедшего государственную регистрацию, из земель поселений Хасановой Н.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью 80 кв. м по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая, 15а в целях эксплуатации магазина.
Постановлением администрации города Астрахани № 5048 от 17.06.2011 данный земельный участок предоставлен Хасановой Н.А. за плату в частную собственность для эксплуатации магазина.
Договор купли-продажи земельного участка № 1371 от 15.07.2011 с кадастровым номером 30:12:020238:174, находящегося по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая, 15а для использования в целях эксплуатации магазина, зарегистрирован в установленном законом порядке.
Право собственности Хасановой Н.А. на магазин площадью 50.6 кв. м и земельный участок площадью 80 кв. м по адресу г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая, 15а, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № 30АА 157390 и 30-АА 651739.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, на которых такие объекты расположены, включая прилегающую к нему территорию, необходимую для его эксплуатации.
23.04.2012 право собственности на указанный земельный участок и магазин перешло Хасанову А.Р., передавшему права пользования магазином по адресу г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая, 15а, ООО "Гастрономчик".
Таким образом, на строение (магазин) и земельный участок, с присвоенным адресом: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая, 15а, имеется зарегистрированное в установленном порядке право собственности, определяющее право пользование прилегающей территорией необходимой для их использования.
Определение мест остановок общественного транспорта на территории города Астрахани, обеспечение их указателями и необходимым оборудованием отнесено к полномочиям администрации г. Астрахани в сфере транспортного обслуживания населения (Устав МО "Город Астрахань" п. 58).
05.07.2010 мэром города Астрахани было издано Постановление № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани".
Согласно указанному перечню, включенному в регистр муниципальных нормативных правовых актов, и используемого для разработки схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков и указателей, схем маршрутного ориентирования, эксплуатации технических средств организации дорожного движения, нанесения дорожной разметки и обустройства дорог, до 10.10.2012 остановочного пункта по адресу ул. Жилая, 15 "а" с названием остановки "Школа № 28" не существовало.
11.10.2012 мэром города Астрахани утверждено Постановление № 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города от 05.07.2010 № 4657-м", которым изменена схема организации дорожного движения и на спорном участке по ул. Жилая, 15 "а", в кармане для остановки автотранспорта клиентов магазина, благоустроенного и освещаемого собственником магазина, размещен знак 5.16 "Остановка общественного транспорта" и внесены изменения в ранее утвержденный перечень.
Изменение схемы организации дорожного движения на спорном участке специалист Управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города обусловил наличием в указанном месте пешеходного перехода, благоустроенного освещаемого кармана для остановки автотранспорта, и расположением в прилегающем районе учебного заведения - школы № 28.
Как установлено в судебном заседании, рабочая группа по решению оперативных задач по организации дорожного движения не создавалась, установленная действующим законодательством процедура выбора, организации и обустройства автобусной остановки не осуществлялась, заседание комиссии с участием представителей лиц, отвечающих за решение и согласование данного вопроса, не проводилось.
Основанием для внесения изменений в утвержденный перечень остановочных пунктов послужил осмотр заездного кармана для остановки автотранспорта, его замеры, произведенные единолично ведущим экономистом управления городского транспорта и пассажирских перевозок администрации Деркач О.В..
Согласно п. 6.30 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка застройка городских и сельских поселений" расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поселений следует принимать: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400 - 600 м.
При обследовании, специалистом управления было установлено расстояние между близлежащими остановочными пунктами примерно 1200 м.
Таким образом, установив необходимость изменения схемы организации дорожного движения на спорном участке дороги, выбор местоположения автобусных остановок уполномоченным лицом должен был производиться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, урегулированы нормами Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии со статьей 2 Закона № 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Остановочный пункт это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Таким образом, остановочный пункт является неотъемлемой частью маршрута, индивидуализирующей конкретный маршрут.
На остановочные пункты распространяют свое действие нормы Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", согласно которым на остановочных пунктах не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела, в магазине по адресу г. Астрахань, ул. Жилая, дом 15 "а" ООО "Гастрономчик", осуществляет различные виды розничной торговли, в том числе на основании лицензии № 0380-Лен от 07.07.2011 розничную торговлю алкогольными и другими напитками.
По указанному адресу располагается магазин, принадлежащий обществу на праве аренды по договору от 14.06.2012, земельный участок для эксплуатации магазина по адресу: г. Астрахань, ул. Жилая, 15 "а", принадлежат Хасанову А.Р. на праве собственности (свидетельство о регистрации права от 29.05.2012 30-АА 744841).
Поскольку соблюдение требований предъявляемых к организации остановочного пункта на спорном участке не представляется возможным без нарушения прав лиц, имеющих зарегистрированное в установленном порядке право собственности на объект недвижимости и земельный участок, на котором он расположен, администрации города следовало перед изданием оспариваемого постановления решить вопрос об изъятии в установленном законом порядке спорного земельного участка для муниципальных нужд.
Между тем, администрацией города в нарушение установленной законом процедуры выбора местоположения автобусных остановок, на площадке оборудованной собственником магазина для парковки машин, был установлен дорожный знак "остановка общественного транспорта" по адресу "ул. Жилая, 15а".
Представленный в материалы дела акт обследования территории остановочного пункта по указанному адресу комиссией администрации от 12.02.2013 не свидетельствует о соблюдении требований действующего законодательства.
В нарушение положений ст. 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" остановка "ул. Жилая, 15а" включена в перечень остановочных пунктов на маршрутах муниципального транспорта, оспариваемым Постановлением мэра города от 11.10.2012 № 9039-м.
Доказательств соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, заинтересованным лицом суду не представлено.
Довод представителя ответчика, что остановочный пункт по адресу ул. Жилая, 15а не был включен в 2010 году в утвержденный Перечень из-за технической ошибки, в А06-7625/2012 нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не подтвержден доказательствами.
Представленные в материалы дела копии маршрутных карт, содержащих ссылки на остановочные пункты, не согласованные и не утвержденные в установленном законом порядке, такими доказательствами, в силу положений статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса, не являются.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, о несоответствии Постановления мэра города Астрахани от 11.10.2012 № 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города от 05.07.2010 № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани" в части включения в перечень остановочных пунктов - остановки "ул. Жилая, 15 "а"- "Школа № 28" Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать Постановление мэра города Астрахани от 11.10.2012 № 9039-м "О внесении дополнений в постановление мэра города Астрахани от 05.07.2010 № 4657-м "Об утверждении наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани" в части включения в перечень остановочных пунктов - остановки "ул. Жилая, 15 "а" - "Школа № 28" недействующим, как несоответствующее Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Взыскать с Администрации города Астрахани в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Гастрономчик" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Председательствующий судья
Е.И.МИРЕКИНА

Судьи
Д.Н.БЛАЖНОВ
Н.А.СОРОКИН


------------------------------------------------------------------