Апелляционное определение Астраханского областного суда от 20.02.2013 по делу N 33-577/2013 <Иск об оспаривании бездействия уполномоченного органа области удовлетворен правомерно, так как обязанности за надлежащее содержание скотомогильников возложена именно на уполномоченный орган>
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу № 33-577/2013
Судья <.....>
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре К.Л.К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2012 года по заявлению прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области,
установила:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области, указав, что прокуратурой проведена плановая проверка исполнения требований ветеринарного законодательства при размещении на территории муниципальных образований <.....> сибиреязвенных захоронений. В ходе проверки установлено, что в границах МО <.....> расположены сибиреязвенные скотомогильники, не отвечающие установленным требованиям законодательства, а именно: сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на возвышенном не затапливаемом участке, в селе <.....> (МО "<.....>"), частный двор <.....>, в 20 метрах от жилых и животноводческих построек, не оканавлен, не огорожен двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта. Аналогичное состояние установлено и при проверке сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в степной зоне, на возвышенном не затапливаемом участке, на расстоянии 30 км западнее села <.....>, в 400 метрах от животноводческой фермы <.....>; сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на расстоянии 5 км севернее <.....>, западнее села <.....>, в пойменной зоне на не затапливаемом участке. Указанные скотомогильники в собственности и на балансе органов местного самоуправления и Правительства Астраханской области не находится. В нарушение требований законодательства Правительством Астраханской области не принимаются меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в связи с чем прокурор просит возложить на Правительство Астраханской области обязанность принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории МО <.....> в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить двухметровым глухим забором, с внутренней стороны забора по всему периметру, ограничить траншеей глубиной 0.8 - 1.4 метра и шириной не менее 1.5 метра с устройством вала из вынутого грунта, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить табличками с надписью "Сибирская язва".
В судебном заседании прокурор К.Д.А. и представитель Управления Россельхознадзора по Астраханской области Ш.Н.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители Правительства Астраханской области Б.Н.В. и К.А.Д. в судебном заседании требования прокурора не признали и дополнительно суду пояснили, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу пункта 8 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В связи с чем просили суд отказать в удовлетворении требований Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области в полном объеме.
Решением Кировского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2012 года требования прокурора Кировского района г. Астрахани удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Правительством Астраханской области ставится вопрос об отмене решения в связи нарушением норм материального права, поскольку считают, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу норм действующего законодательства возложена только на местную администрацию, в ведении которой находятся данные объекты.
Заслушав докладчика, представителей Правительства Астраханской области Б.Н.В. и Д.М.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора З.О.А., представителя Управления Россельхознадзора по Астраханской области Ш.Н.А, возражавших против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьями 11, 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 2.8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 56, скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы считаются почвенными очагами.
В соответствии с пунктом 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва" места утилизации животных, павших от сибирской язвы, должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью "Сибирская язва".
В соответствии с пунктом 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469, утвержденных 4 декабря 1995 г. главным государственным ветеринарным инспектором РФ, территория скотомогильников должна быть огорожена двухметровым глухим забором, с внутренней стороны забора по всему периметру его территория должна быть ограничена траншеей глубиной 0.8 - 1.4 метра и шириной не менее 1.5 метра с устройством вала из вынутого грунта.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения требований ветеринарного законодательства при размещении на территории МО <.....> сибиреязвенных захоронений, в ходе которой установлено, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на возвышенном не затапливаемом участке, в селе <.....> (МО "<.....>"), частный двор <.....>, в 20 метрах от жилых и животноводческих построек, не оканавлен, не огорожен двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта. Аналогичное состояние установлено и при проверке сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в степной зоне, на возвышенном не затапливаемом участке, на расстоянии 30 км западнее села <.....>, в 400 метрах от животноводческой фермы <.....>; сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на расстоянии 5 км севернее с <.....>, западнее села <.....>, в пойменной зоне на не затапливаемом участке. Данные обстоятельства подтверждаются протоколами осмотра территорий от 11.10.2012, 18.11.2012, актами поверок специалистов службы ветеринарии о состоянии скотомогильников - сибиреязвенных захоронений, ветеринарно-санитарными карточками и представителями Правительства данные факты не оспариваются.
В соответствии с пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва"; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Согласно статье 26 Устава Астраханской области, статье 1 Закона Астраханской области "О Правительстве Астраханской области" Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Правительство осуществляет исполнительную власть Астраханской области, обладает правами юридического лица. Согласно статье 2 вышеуказанного Закона Правительство действует на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, указов Губернатора.
В силу статьи 2 Закона Астраханской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области" Правительство Астраханской области осуществляет обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о том, что обязанность за надлежащее содержание скотомогильников возложена именно на Правительство Астраханской области.
Доводы представителя Правительства Астраханской области в той части, что обязанность по устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильников может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, являются несостоятельными и не основаны на законе.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Таким образом, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что имеющиеся на территории <.....> сибиреязвенные захоронения на балансе администрации МО "<.....>", МО <.....> МО <.....> не состоят.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории МО "<.....>", МО "<.....>" скотомогильников (сибиреязвенных захоронений) и не возлагает на них обязанности по созданию таких объектов.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусмотрен статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном указанной статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников органам местного самоуправления <.....> не передавались.
Постановление Правительства Астраханской области от 29 сентября 2011 г. № 399-П "О комплексной долгосрочной целевой программе "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года" и Распоряжение Правительства Астраханской области от 13 мая 20011 г. № 177-Пр констатируют, что в отдаленных населенных пунктах Астраханской области специализированных утилизационных заводов и печей не имеется, также зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии скотомогильники и биотермические ямы, подтверждает изложенные в заявлении прокурора обстоятельства. Доказательств каких-либо действий, направленных на оборудование скотомогильников, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достойную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Учитывая установленные обстоятельства, приведенные нормы права, суд обоснованно пришел к выводу, что отсутствие надлежащего содержания скотомогильников может привести к свободному доступу людей и животных на территорию сибиреязвенных захоронений и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Астраханской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------