По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 20.02.2013 по делу N 33-515/2013 <Решение суда об оспаривании бездействия уполномоченного органа оставлено без изменения, так как вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления действующим законодательством не предусматривается>



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу № 33-515/2013

Судья <.....>

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре К.Л.К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2012 года по заявлению прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области,

установила:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области, указав, что в границах МО <.....> расположен сибиреязвенный скотомогильник, не отвечающий установленным требованиям законодательства, а именно: сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в 8 км севернее села <.....>, в 4-х км от федеральной дороги <.....>, не оканавлен, не огорожен двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта. Указанный скотомогильник в собственности и на балансе органов местного самоуправления и Правительства Астраханской области не находится. В нарушение требований законодательства Правительством Астраханской области не принимаются меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие Правительства Астраханской области по непринятию мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в части невыполнения мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами и возложить на Правительство Астраханской области обязанность принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в 8 км севернее села <.....>, в 4-х км от федеральной дороги <.....>, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0.8 - 1.4 метра и шириной не менее 1.5 метра с устройством вала из вынутого грунта, исключающим случайный доступ людей и животных; обозначить табличками с надписью "Сибирская язва".
В судебном заседании прокурор К.Д.А. и представитель Управления Россельхознадзора по Астраханской области Ш.Н.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители Правительства Астраханской области Б.Н.В. и К.А.Д. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований прокурора, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу пункта 8 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Решением Кировского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2012 года требования прокурора Кировского района г. Астрахани удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Правительством Астраханской области ставится вопрос об отмене решения в связи нарушением норм материального права, поскольку считают, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу норм действующего законодательства возложена только на местную администрацию, в ведении которой находятся данные объекты.
Заслушав докладчика, представителей Правительства Астраханской области Б.Н.В. и Д.М.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора З.О.А., представителя Управления Россельхознадзора по Астраханской области Ш.Н.А, возражавших против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьей 11, 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 2.8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 56, скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы считаются почвенными очагами.
В соответствии с пунктом 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва" места утилизации животных, павших от сибирской язвы, должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью "Сибирская язва".
В соответствии с пунктом 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов" № 13-7-2/469, утвержденных 4 декабря 1995 г. главным государственным ветеринарным инспектором РФ, территория скотомогильников должна быть огорожена двухметровым глухим забором, с внутренней стороны забора по всему периметру его территория должна быть ограничена траншеей глубиной 0.8 - 1.4 метра и шириной не менее 1.5 метра с устройством вала из вынутого грунта.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в 8 км севернее села <.....>, в 4-х км от федеральной дороги <.....>, не оканавлен, не огорожен двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра территорий от 17.10.2012, актами поверок специалистов службы ветеринарии о состоянии скотомогильников - сибиреязвенных захоронений, ветеринарно-санитарными карточками и представителями Правительства данные факты не оспариваются.
В соответствии с пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва"; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Согласно статье 26 Устава Астраханской области, статье 1 Закона Астраханской области "О Правительстве Астраханской области" Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Правительство осуществляет исполнительную власть Астраханской области, обладает правами юридического лица. Согласно статье 2 вышеуказанного Закона Правительство действует на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, указов Губернатора.
В силу статьи 2 Закона Астраханской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области" Правительство Астраханской области осуществляет обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о том, что обязанность за надлежащее содержание скотомогильников возложена именно на Правительство Астраханской области.
Доводы представителя Правительства Астраханской области в той части, что обязанность по устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильников может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, являются несостоятельными и не основаны на законе.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение, защита населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Следовательно, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, имеющееся на территории <.....> сибиреязвенное захоронение на балансе администрации МО <.....> не состоит.
Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории МО <.....> скотомогильников (сибиреязвенных захоронений) и не возлагает на них обязанности по созданию таких объектов.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусмотрен статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном указанной статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников органам местного самоуправления <.....> не передавались.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы закона оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Астраханской области - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------