По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-546/2013 <Решение суда о взыскании ежегодной денежной компенсации оставлено без изменения, так как установлено право ответчика на ежегодную денежную компенсацию на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях>



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу № 33-546/2013

Судья <......>
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Ожеговой И.Б.
при секретаре: Р.А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе министерства образования и науки Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2012 года по делу по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах К.О.В. к министерству образования и науки Астраханской области о взыскании ежегодной денежной компенсации,

установила:

Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах К.О.В., указав, что в семье К. трое несовершеннолетних детей: <......>, в связи с чем, семья имеет статус многодетной семьи. <......> обучаются в МБОУ <......> во <......>. В нарушение требований действующего законодательства семье К. не производится выплата ежегодной денежной компенсации в размере <......> на каждого из двоих детей на приобретение комплекта детской одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей, в связи с чем, прокурор просит взыскать с министерства образования и науки Астраханской области указанную компенсацию в размере <......>
В судебном заседании участвующий в деле прокурор А.Н.Р. исковые требования поддержала, К.О.В. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчика - министерства образования и науки Астраханской области, третьих лиц - министерства финансов Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили отзывы.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2012 года требования прокурора Наримановского района Астраханской области действующего в интересах К.О.В. удовлетворены частично, судом с ответчика взыскана ежегодная денежная компенсация на обоих детей в размере <......>
В апелляционной жалобе министерства образования и науки Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что на момент вынесения решения решался вопрос о возложении полномочий по выплате спорной компенсации на министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области выплатой компенсации не занималось денежные средства из бюджета им не выделялись, в связи с чем полагают решение суда необоснованным.
На заседание судебной коллегии К.О.В., представители третьих лиц - министерства финансов Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области не явились, о слушании дела извещен, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, представителя министерства образования и науки Астраханской области В.М.О., поддержавшую доводы жалобы, прокурора П.О.Н, полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что К.О.В. является матерью троих несовершеннолетних детей: <......>, в связи с чем семья имеет статус "Многодетная семья".
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предусмотрено оказание помощи многодетным родителям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей, за счет средств собственного бюджета.
10 апреля 2012 года принят Закон Астраханской области № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", вступивший в силу 23 апреля 2012 года.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 2 названного Закона многодетным семьям предоставляется мера социальной поддержки в виде выплаты ежегодной денежной компенсации в размере 1000 рублей на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (но не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей.
Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренный частью 1 и пунктами 2 - 6 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается Правительством Астраханской области (часть 2 статьи 3 Закона).
Постановлением Правительства Астраханской области от 27 апреля 2005 года № 72-П "О мерах социальной поддержки многодетных семей" министерству образования и науки Астраханской области предписано осуществлять выплату ежегодной денежной компенсации в размере 1000 руб. на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (не старше 18 лет), из числа многодетных семей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего Постановления, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей.
Между тем, в указанной части данный пункт действует с 1 января 2012 года (п. 4 Постановления Правительства Астраханской области от 9 сентября 2011 года № 342-П), а до указанной даты министерству образования и науки Астраханской области было предписано оказывать содействие подведомственным общеобразовательным учреждениям, учреждениям начального профессионального образования в организации для учащихся из многодетных семей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего Постановления, бесплатного обеспечения в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательной школе, внебюджетных средств указанных образовательных учреждений.
Пунктом 6 этого же Постановления (в прежней редакции) органам местного самоуправления области было рекомендовано оказывать многодетным семьям, указанным в абзаце первом пункта 1 настоящего Постановления, помощь в бесплатном обеспечении в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательном учреждении, за счет внебюджетных средств указанных образовательных учреждений.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено право К.О.В. на ежегодную денежную компенсацию в размере <......> на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (не старше 18 лет), суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в данной части.
Доводы апелляционной жалобы, что при рассмотрении дела осуществлялась передача полномочий по выплате указанной компенсации министерству социального развития и труда Астраханской области, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и данным доводам дана надлежащая оценка.
Факт того, что на момент вынесения решения в связи с вышеизложенными нормами законодательства обязательства по выплате ежегодной компенсации с 1 января 2012 года возложены на министерство образования и науки Астраханской области, которому предписано осуществлять выплату ежегодной денежной компенсации в размере <......>. на каждого из детей, сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Обстоятельства невозможности урегулирования передачи полномочий какому-либо учреждению субъекта, вопроса выплаты компенсации в течение года, не могут нарушать прав граждан на указанную компенсацию.
Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены состоявшегося судебного решения.
Учитывая указанное, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства образования и науки Астраханской области - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------