По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-514/2013 <Иск о понуждении к принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворен, так как на момент возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения и до достижения возраста 23 лет истец, имея статус лица из числа детей-сирот, в установленном законом порядке обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в благоустроенном жилом помещении, однако не была принята на него по причинам, от нее не зависящим>



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу № 33-514/2013

Судья И.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей Конышевой И.Н., Ожеговой И.Б.,
при секретаре Р.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Астрахани в интересах К.М.И. к государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" о понуждении к принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
по апелляционному представлению прокурора на решение Советского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2012 года,

установила:

прокурор Астраханской области обратился в суд с иском, указав, что постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ, признана сиротой и определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением за К.М.И. были сохранены регистрация и право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К.М.И. была воспитанницей муниципального учреждения "Городской приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "<данные изъяты>".
ДД.ММ.ГГГГ К.М.И. обратилась с заявлением в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении ей жилого помещения и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, после чего ей для временного проживания предоставлена комната № в общежитии, находящемся по адресу: <адрес>.
Поскольку истец, обладая статусом ребенка-сироты, закрепленного за ней жилого помещения не имеет и до настоящего времени жилым помещением либо субсидией на его приобретение не обеспечена, прокурор, считая решение ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" незаконным, просил обязать ответчика включить К.М.И. в список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
В судебном заседании представитель ответчика - государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" З.А.В. иск не признала.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 10 декабря 2012 года исковые требования прокурора Советского района г. Астрахани оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции К.М.И., представитель государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" не явились. Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела, а также ходатайство представителя юридического лица о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи К.И.Н., объяснения прокурора П.О.Н., поддержавшей апелляционное представление, проверив материалы дела и обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро ЗАГС <адрес> произведена запись о рождении ДД.ММ.ГГГГ К.М.И., в которой отцом ребенка записан И., матерью - О.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> истца - И. умер.
ДД.ММ.ГГГГ Специализированным отделом по государственной регистрации смерти службы записи актов гражданского состояния <данные изъяты> составлена запись акта о смерти О., наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> К.М.И., являющаяся сиротой, определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение, на А. возложена обязанность сохранить за несовершеннолетней регистрацию и право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между А. и Р. заключен договор купли-продажи объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
В силу пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № государственное казенное учреждение Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" сообщило К.М.И. о том, что, поскольку она достигла возраста 24 лет, основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением у органов опеки и попечительства отсутствуют.
Положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Принимая решения об отказе в удовлетворении иска прокурора, суд пришел к выводам о том, что К.М.И. на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, не состоит. Сведений о том, что К.М.И. до достижения возраста 23 лет обращалась за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалах дела не имеется, хотя возможность встать на учет до достижения 23 лет у нее имелась.
С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку из материалов дела усматривается (л.д. N), что ДД.ММ.ГГГГ К.М.И., окончив пребывание в учреждении социального обслуживания и достигнув 18 лет, обратилась в жилищный отдел администрации г. Астрахани с заявлением о предоставлении ей любой жилплощади с целью регистрации. В этом же заявлении истец изложила ходатайство о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ жилищным отделом администрации г. Астрахани выдано направление, разрешающее вселение К.М.И. в комнату № общежития по <адрес>. Основанием к выдаче данного направления послужило отсутствие у истца жилья, поскольку к этому времени К.М.И. проживала на лодочной станции и находилась в состоянии беременности.
ДД.ММ.ГГГГ начальником жилищного отдела администрации г. Астрахани на имя начальника отдела по обращениям граждан администрации г. Астрахани направлено письмо с просьбой снять с контроля обращение К.М.И. в связи с тем, что ей предоставлена комната в общежитии.
Учитывая обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения и до достижения возраста 23 лет К.М.И., имея статус лица из числа детей-сирот, в установленном законом порядке обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в благоустроенном жилом помещении, однако не была принята на него по причинам, от нее не зависящим.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением Правительства Астраханской области от 5 октября 2011 г. № 400-П государственное казенное учреждение Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" с 1 января 2012 года наделено статусом органа опеки и попечительства, одним из предметов деятельности которого является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать государственное казенное учреждение Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани" принять К.М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


------------------------------------------------------------------