По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-362/2013 <В удовлетворении иска о защите прав потребителей отказано правомерно, так как истец, являясь собственником жилого дома и внутридомового газового оборудования, потребляя газ, в спорный период использовал не соответствующий требованиям закона прибор учета газа с истекшим межповерочным интервалом его действия, и отсутствуют законные основания для принятия показаний данного прибора учета в указанный период при расчете стоимости потребленного газа>



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу № 33-362/2013

Судья Хасьянов Н.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда: Стус С.Н., Лапшиной Л.Б.
при секретаре: К.Л.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Спрыгиной О.Б. дело по апелляционной жалобе А.А.Н. на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 12 декабря 2012 года по иску А.А.Н. к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Астрахань" о защите прав потребителей,

установила:

А.А.Н. обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Астрахань" о признании действий по начислению задолженности за поставленный природный газ по нормативам потребления газа незаконными, мотивируя тем, что в его жилом доме установлен прибор учета газа. До октября 2009 года он оплачивал поставленный газ исходя из показаний прибора учета. В октябре 2009 году у установленного в домовладении истца прибора учета газа истек межповерочный интервал, очередную поверку прибор учета газа прошел ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчик начислил задолженность по оплате за газ в период истечения межповерочного интервала действия прибора учета газа исходя из нормативов его потребления, несмотря на то, что при поверке прибор учета признан годным к употреблению.
В судебном заседании А.А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Б.Н.И. иск не признал. Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 12 декабря 2012 года А.А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе А.А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, поскольку прибор учета газа в 2011 году подвергался обязательной поверке и признан годным к использованию, соответственно, задолженность в спорный период подлежит расчету исходя из показаний прибора учета, так как они являлись достоверными.
Заслушав докладчика по делу, объяснения А.А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Астрахань" Б.Н.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, объяснения представителя ОАО "Астраханьгазсервис" П.Ю.П. и специалиста К.В. изучив материалы дела и осудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Как следует из материалов дела, А.А.Н. является собственником жилого дома <адрес>. Договор поставки газа заключен сторонами ДД.ММ.ГГГГ, потребление газа осуществляется истцом до настоящего времени, что подтвердили стороны в судебном заседании.
Разрешая иск, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что обязательства А.А.Н. перед ответчиком возникли с момент пуска газа в домовладение в установленном порядке. Плата за потребленные в спорный период (2010 - 2011 гг.) услуги должна исчисляться исходя из нормативов потребления природного газа населением, поскольку в этот период истек межповерочный срок действия установленного в домовладении прибора учета газа.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении условий: использования приборов учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; наличия пломбы; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, не наступил. В соответствии с пунктами 1.7, 2.12 Правил учета газа от 15 ноября 1996 года № 1198, ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета. Обязанность поставщика газа извещать абонентов об истечении срока госповерки счетчика действующим законодательством не предусмотрена. Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и проверены в органах Государственной метрологической службы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм; поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям. Приказ Госстандарта Российской Федерации от 18 июля 1994 года № 125 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений" устанавливает, что средства измерений впервые поверяются при выпуске из производства, клеймо о проведенной поверке наносится на паспорт или формуляр средств измерений. Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе "Об обеспечении единства измерений", которым установлена обязанность производства поверки средств измерения до ввода их в эксплуатацию (первичная поверка).
По данным технического паспорта на газовый счетчик СГМН типа G6 прибор учета газа прошел первичную поверку при выпуске с производства в октябре 2001 года. Сведений об иных поверках газового счетчика после его выпуска в эксплуатацию и использования паспорт изделия не содержит. В этой связи, районный суд пришел к правильному выводу том, что течение срока межповерочного интервала следует исчислять с даты изготовления газового счетчика (первичной поверки), независимо от даты покупки и установки прибора учета абонентом. Иное толкование положений законодательства, в частности, возможность исчисления срока межповерочного интервала со дня начала фактической эксплуатации изделия (его установки) позволило бы неоправданно увеличивать срок эксплуатации приборов учета и, соответственно, установленных на них межпроверочных интервалов.
Срок проведения очередной государственной проверки для установленного у ответчика прибора учета наступил в октябре 2009 года. В рамках планового обхода абонентов А.А.Н. предупрежден контролером об истечении межповерочного интервала срока действия прибора учета газа, установленного в его домовладении, необходимости его проверки. Мер для проведения обязательной проверки прибора учета газа в установленный срок истцом не принято, потребление природного газа в спорный период продолжалось.

Исходя из положений пунктов 92, 93 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "О порядке предоставления коммунальных услуг" исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Согласно подпунктам "а, в" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" абонент, наряду с прочим, обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме и обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. В этой связи, районный суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность контролировать срок поверки прибора учета возложена на абонента (потребителя).
Согласно материалам дела установленный у ответчика счетчик газа изготовлен в 2001 году, межповерочный интервал действия счетчика составляет не менее 8 лет, обязательной проверке он подвергался при его выпуске (1 октября 2001 года), а затем только 23 сентября 2011 года, в связи с чем, оснований для исчисления задолженности за поставленный в период с октября 2009 года по 23 сентября 2011 года природный газ, исходя из показаний прибора учета, не имеется. В силу пункта 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, расчеты производятся в соответствии с нормативами потребления газа.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд правомерно исходил из того, что А.А.Н., являясь собственником жилого дома и внутридомового газового оборудования, потребляя газ, в спорный период использовал не соответствующий требованиям закона прибор учета газа с истекшим межповерочным интервалом его действия, и отсутствуют законные основания для принятия показаний данного прибора учета в указанный период при расчете стоимости потребленного газа.
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги по газоснабжению обоснованно рассчитан ответчиком как при отсутствии прибора учета, исходя из нормативов потребления. Доводы А.А.Н. о получении им 23 сентября 2011 года свидетельства о поверке NN, выданного Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии испытаний в Астраханской области, о проведении поверки счетчика газа, признанного соответствующим описанию и годным к применению, что, по мнению истца, свидетельствует об исправности показаний прибора учета газа в спорный период, не имеют правового значения для данного дела, поскольку закон предполагает только одну возможность использования показаний прибора учета при расчете оплаты за потребленный газ - если у этого прибора учета не истек межповерочный интервал действия.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий своим Постановлением от 13 июня 2006 года № 373 определило порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Порядок расчета самих нормативов определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306. На территории Астраханской области нормативы потребления природного газа населением, при отсутствии приборов учета (счетчиков) газа, установлены Правительством Астраханской области в Постановлении от 28 декабря 2006 года № 02-П и обязательны для исполнения всеми поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями газа. Районный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку установил, что А.А.Н. не предоставил своевременно прибор учета на поверку, пользовался прибором учета газа с истекшим межповерочным интервалом, что повлекло начисление ответчиком платы за потребленные коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом выводы суда основаны на правильном определении юридически значимых обстоятельств и оценке всех доказательств по делу в совокупности, и судебная коллегия не находит оснований давать им другую оценку. Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторному изложению исковых требований и к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены принятого по делу решения.

Руководствуясь ст. 328, 330, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.Н. - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------