По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-347/2013 <Решение о возложении обязанности произвести определенные действия оставлено без изменения, так как действия истца нарушают права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся>



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу № 33-347/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шустовой Т.П.
судей областного суда Мухамбеталиевой Н.Х., Усенко О.А.,
при секретаре Р.Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 64" на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 17 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 64" о возложении обязанности произвести определенные действия,

установила:

Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности произвести определенные действия, указав, что прокуратурой района в МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" проведена проверка на предмет выполнения действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. В соответствии с Уставом МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" обеспечивает получение обучающимися общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Проверкой установлено, что в настоящее время в МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" обеспеченность библиотеки учебными материалами и учебниками составляет 33.9% от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 5, статье 32 Федерального закона "Об образовании", пункту 24 приказа Минобрнауки РФ "Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования". Администрация МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" какие-либо меры к истребованию из муниципального, федеральных бюджетов дополнительных денежных средств для приобретения учебных пособий и учебников в необходимых объемах в 2011, 2012 годах не предпринимало. Просил обязать МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к 1 сентября 2012 года. Взыскать с МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани С.Р.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" Т.Е.Г. возражала против иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по образованию и науке города Астрахани в судебное заседание не явился, с заявленными требованиями не согласился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства образования и науки Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, возражений не представили.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 17 декабря 2012 года иск прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" об обязании произвести определенные действия, удовлетворен. Суд обязал МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к 1 сентября 2012 года. Взыскал с МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" в местный бюджет МО "Город Астрахань" государственную пошлину в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, указано, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации, перечисленные суммы являются недостаточными для приобретения учебников и учебного материала, необходимого для учебного процесса в 2012 году. Судом не исследовался вопрос о том, имеются ли у образовательного учреждения дополнительные финансовые средства и имеется ли возможность для оснащения образовательного процесса.
На заседание судебной коллегии не явились представители Управления по образованию и науке города Астрахани, министерства финансов Астраханской области и, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представлено; представитель министерства образования и науки Астраханской области - представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение неявившихся лиц суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, выслушав представителя МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" Т.Е.Г., поддержавшую доводы жалобы, прокурора О.Н.В., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" прокуратурой Трусовского района г. Астрахани проведена проверка на предмет выполнения законодательства об образовании в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
По результатам проверки установлено, что в настоящее время в МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" обеспеченность библиотеки учебными материалами и учебниками составляет 361 комплект, что составляет 33.9% от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц.
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", определяющего правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом в силу пункта 2 той же статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно статье 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (п. 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (п. 26 Приказа).
В соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Несмотря на установленную законодательством Российской Федерации обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" оснащение образовательного процесса не обеспечило, имея обеспеченность бесплатными учебниками лишь 33.9% учащихся.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора Трусовского района г. Астрахани ввиду того, что неисполнение муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 64" своих обязанностей по организации учебного процесса, а именно, по обеспеченности бесплатными учебниками только 33.9% учащихся, нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям законодательства и установленным обстоятельствам по делу.
Доводы апелляционной жалобы МБОУ г. Астрахани "СОШ № 64" о том, что количество учебников и учебных пособий, предоставляемых образовательным учреждениям г. Астрахани, зависит от размера средств бюджета МО "Город Астрахань", выделяемых на эти цели из бюджета Астраханской области, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании", пунктом 25 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал доказательства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 64" - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------