Постановление Правительства Астраханской области от 31.05.2013 N 194-П "Об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта в Астраханской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. № 194-П
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И
СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОБЪЕКТАХ СПОРТА В АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ
В целях улучшения организации подготовки и проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта в Астраханской области, обеспечения общественного порядка и безопасности участников и зрителей указанных мероприятий, а также предотвращения и минимизации угроз безопасности объектов спорта Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Типовую модель по обеспечению радиационной, химической, биологической, информационной безопасности, взрывобезопасности и антитеррористической защищенности объектов спорта в Астраханской области при проведении официальных международных и всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий;
- Правила поведения зрителей на объектах спорта в Астраханской области при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
2. Министерству спорта и туризма Астраханской области (Дементьев О.В.):
- разработать нормативный правовой акт об утверждении Типового паспорта безопасности объекта спорта в Астраханской области;
- осуществлять координацию и взаимодействие с заинтересованными организациями и исполнительными органами государственной власти Астраханской области по вопросам подготовки и проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта в Астраханской области.
3. Рекомендовать УФСБ России по Астраханской области (Богданов В.И.), УМВД России по Астраханской области (Кулик Г.П.) осуществлять контроль антитеррористической защищенности объектов спорта в Астраханской области.
4. Рекомендовать УМВД России по Астраханской области (Кулик Г.П.) обеспечивать правопорядок и общественную безопасность в местах проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта в Астраханской области.
5. Рекомендовать УГИБДД УМВД России по Астраханской области (Линник О.А.) обеспечивать безопасность движения в районе проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта в Астраханской области.
6. Признать утратившим силу Распоряжение Правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 373-Пр "О мерах по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности граждан при проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий на центральном стадионе АУ АО "Футбольный клуб "Волгарь-Газпром-2".
7. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
8. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 31 мая 2013 г. № 194-П
ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ, БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ И
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ СПОРТА В
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВСЕРОССИЙСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И
СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Общие положения
1.1. Назначение Типовой модели по обеспечению радиационной,
химической, биологической, информационной безопасности,
взрывобезопасности и антитеррористической защищенности
объектов спорта в Астраханской области при проведении
официальных международных и всероссийских физкультурных
и спортивных мероприятий
Настоящая Типовая модель по обеспечению радиационной, химической, биологической, информационной безопасности, взрывобезопасности и антитеррористической защищенности объектов спорта в Астраханской области при проведении официальных международных и всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий (далее - Типовая модель) определяет основные направления обеспечения безопасности при подготовке и проведении официальных международных и всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий (далее - мероприятия) и устанавливает порядок организации и обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, распределение функций, требования по безопасности к объектам проведения мероприятий.
Типовая модель представляет собой методологическую основу для разработки и реализации комплексных целевых решений обеспечения защищенности объектов мероприятий.
1.2. Сфера применения Типовой модели
Требования настоящей Типовой модели распространяются на объекты проведения соревнований и тренировок участников мероприятий (далее - объекты), места их проживания и информационную инфраструктуру.
1.3. Правовая основа Типовой модели
Правовую основу типовой модели составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Устав Астраханской области;
- законы Российской Федерации:
от 05.03.1992 № 2446-1 "О безопасности";
от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- федеральные законы:
от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране";
от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи";
от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации";
от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных";
от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 175 "Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- ГОСТ Р 50775-95 "Системы тревожной сигнализации";
- ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний";
- ГОСТ Р 51558-2000 "Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний";
- ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования";
- НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";
- НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях";
- НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
- Р 78.36.002-99 "Выбор и применение телевизионных систем видеоконтроля";
- Р 78.36.005-99 "Выбор и применение систем контроля и управления доступом";
- Р 78.36.008-99 "Проектирование и монтаж систем охранного телевидения и домофонов";
- Р 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств";
- СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- СП 2.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты";
- СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
- СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
- СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Нормы и правила проектирования";
- СП 6.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности";
- СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования";
- СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности";
- СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации";
- СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности";
- СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения";
- СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности".
1.4. Цели и задачи обеспечения безопасности
Главная цель - обеспечение защиты населения, участников и гостей мероприятий, а также территории и инфраструктуры от угроз природного, техногенного и террористического характера и выработка рекомендаций по предупреждению и ликвидации их последствий, обеспечение правопорядка и защиты информационных потоков и беспомеховой работы радиоэлектронных средств.
Предпринимаемые меры по обеспечению комплексной безопасности (в т.ч. радиационной, химической, биологической, информационной, электромагнитной безопасности и взрывобезопасности) и антитеррористической защищенности должны:
- свести к минимуму риски и угрозы безопасности;
- обеспечить беспомеховую работу радиоэлектронных средств при обеспечении безопасности;
- максимально сократить противоправное воздействие на лиц, привлеченных к проведению мероприятий;
- обеспечить личную безопасность зрителей и участников мероприятий, а также сохранность принадлежащего им имущества.
Эти меры должны также защищать от ряда угроз, в том числе:
- терроризма;
- техногенных аварий и природных катаклизмов;
- нарушения правопорядка и общественной безопасности;
- незаконного доступа к информации и недопустимых помех работе радиоэлектронных средств;
- неразрешенного доступа к мероприятиям;
- попыток изменить результаты мероприятий.
Проектные решения, принимаемые для комплексного обеспечения безопасности объектов мероприятий, должны реализовывать:
- при нормальных условиях эксплуатации - обнаружение условий и факторов, способствующих реализации угроз, в том числе террористического характера, возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационной аварии, возникновения недопустимых радиопомех и ведение мониторинга инженерно-технических систем жизнеобеспечения с целью своевременного обнаружения отклонений значимых параметров, их состояния и функционирования от нормативного;
- при возникновении угроз - обнаружение на ранней стадии фактов реализации угроз на объекте или в отношении объекта и передачу информации задействованным службам для принятия комплекса мер, обеспечивающих ликвидацию возникающих угроз, и принятие мер для ликвидации их последствий;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций вследствие реализации проектных угроз - сохранение жизни и здоровья людей, имущества, зданий и комплексов.
Комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта, на котором проводятся мероприятия, достигается при решении следующих задач:
- обеспечение санкционированного (контролируемого) прохода (проезда) лиц (транспортных средств) на территорию объекта;
- предотвращение силового прорыва нарушителей и транспортных средств на территорию объекта;
- организация и осуществление ограниченного доступа к критически важным точкам;
- предотвращение несанкционированного (скрытного) проникновения нарушителей в различные контролируемые зоны общего и ограниченного доступа (в подземную автостоянку, отдельные блоки спортивного сооружения, этажи, помещения, к критически важным точкам и т.п.);
- организация мониторинга обстановки в контролируемых зонах и на прилегающей к объекту территории;
- обеспечение бесперебойной и устойчивой связи между сотрудниками, отвечающими за безопасность и эксплуатацию, а также другими субъектами обеспечения безопасности;
- обеспечение информационной безопасности;
- осуществление автоматического мониторинга инженерно-технических систем с целью обнаружения отклонений значимых параметров, режимов работы, состояния и функционирования инженерно-технических систем жизнеобеспечения;
- обеспечение раннего адресного обнаружения очагов возгораний и их автоматического пожаротушения;
- своевременное обнаружение радиационной, химической и биологической опасности;
- обеспечение выявления и задержания (блокирования) нарушителей;
- осуществление контроля состояния и работоспособности средств и систем комплексного обеспечения безопасности;
- обеспечение управления исполнительными устройствами технических систем обеспечения безопасности и инженерных систем;
- обеспечение взаимодействия с экстренными службами и органами обеспечения безопасности на районном и городском уровнях;
- организация объективного контроля действий персонала служб безопасности и эксплуатации объекта;
- обеспечение оповещения людей о возникновении на объекте чрезвычайной ситуации;
- обеспечение безопасной, беспрепятственной и своевременной эвакуации людей;
- обеспечение спасения людей при возникновении в здании чрезвычайных ситуаций, не предусмотренных расчетными угрозами;
- исключение возможности использования нарушителями чрезвычайной ситуации для проникновения на территорию объекта;
- обеспечение режима зональной электромагнитной безопасности, регламентирующего возможность использования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств строго по месту, времени и режимам их работы.
2. Объекты обеспечения безопасности
Объектами обеспечения безопасности мероприятия являются:
- спортивные сооружения;
- информационные ресурсы, средства и системы обработки информации, радиочастотный спектр.
Исходя из количества людей, одновременно посещающих объекты мероприятия, режима их пребывания и требований к обеспечению защищенности объекты разделяются на 2 категории:
первая категория - объекты вместимостью до 1 тыс. человек;
вторая категория - объекты вместимостью свыше 1 тыс. человек.
3. Основные принципы обеспечения комплексной безопасности
и антитеррористической защищенности на объектах
мероприятий
Типовая модель реализуется на этапах проектирования, строительства и эксплуатации по следующим принципам:
- мероприятия по обеспечению безопасности объекта проводятся с момента начала строительства, а необходимые инженерно-технические решения закладываются на стадии проектирования. С учетом анализа показателей объекта (вместимости, высотности, площади застройки, их многофункциональности и др.) определяется необходимость разработки для него специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых (дополнительных) инженерно-организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- на период строительства подрядными организациями осуществляется охрана объекта с обеспечением временной инженерно-технической укрепленности (в том числе ограждение стройки с минимизацией точек доступа на площадку; оборудование освещения по периметру и тревожной сигнализацией с выводом на пульт дежурного по органу внутренних дел или частного охранного предприятия; установка системы видеонаблюдения с охватом всей территории строительной площадки) и пропускного режима для работников и автотранспорта (с обязательным досмотром). Ведется технический контроль материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строительные площадки объектов, на их соответствие требованиям радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности;
- основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их инженерно-техническая укрепленность в сочетании с организацией физической охраны;
- для усиления защиты и оперативного реагирования на возникающие угрозы объекты оборудуются системами наблюдения и контроля с выводом их в помещения охраны и пункты управления безопасности;
- проводится санитарно-гигиенический мониторинг для оценки санитарно-эпидемиологической ситуации за уровнем химических, биологических и физических показателей в атмосферном воздухе, питьевой воде, в воде открытых водоемов, почве, пищевых продуктах и физическими факторами среды закрытых помещений;
- при сдаче в эксплуатацию объекта готовится паспорт безопасности и декларация пожарной безопасности;
- в период эксплуатации на объекте организуется контролируемый с помощью технических средств безопасности доступ зрителей, спортсменов и персонала;
- осуществляется контролируемый въезд автотранспорта на территорию объекта;
- в целях обеспечения безопасности объектов подлежащих государственной охране в особых зонах безопасности оборудуются помещения дежурных сил Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России), оборудованные специальными средствами наблюдения, контроля, охраны и связи;
- за счет возможностей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры мероприятия реализуется передача информации средств наблюдения и контроля объекта в единые диспетчерские службы и центры оперативного управления обеспечением правопорядка и безопасности;
- обеспечивается защита всех информационно-телекоммуникационных ресурсов объекта;
- администрацией объектов планируется и осуществляется комплекс мер, направленных на повышение безопасности и антитеррористической защищенности;
- обеспечивается санкционированный допуск радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (включая входной контроль) на объекты с регламентацией по времени, месту и режимам их работы на излучение;
- организуется радиоконтроль излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств внутри и вблизи объектов (локальный и мобильный радиоконтроль).
Реализация основных принципов и вышеперечисленных задач обеспечивается созданием на объекте системы комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, включающей:
- системы обеспечения безопасности;
- комплекс инженерно-технической укрепленности;
- комплекс технических средств обеспечения безопасности;
- физическую охрану;
- систему информационной безопасности и систему радиоконтроля и управления за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- комплекс управления обеспечением безопасности;
- комплекс организационных мероприятий.
4. Системы обеспечения безопасности
Целью внедрения систем обеспечения безопасности является комплексное обеспечение осведомленности о ситуации в ходе проведения мероприятия. Они являются ключевым элементом в обнаружении и предотвращении угроз и инцидентов.
Основными компонентами комплексной системы безопасности на объектах являются:
система охранного телевидения (видеомониторинга);
система охранно-тревожной сигнализации;
система контроля и управления доступом;
система противопожарной защиты;
система оповещения и управления эвакуацией;
система аварийного и эвакуационного освещения;
система мониторинга химических, биологических и радиоактивных угроз;
система электронного билетного контроля;
система связи и передачи данных;
система связи и управления в кризисных ситуациях;
система радиоконтроля и управления за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
4.1. Система охранного телевидения (видеомониторинга)
Система охранного телевидения предназначена для визуального контроля обстановки в выделенных зонах, анализа нештатных ситуаций, проверки поступающих сигналов тревоги, оказания помощи в принятии оперативных решений, документирования данных видеонаблюдения. Система охранного телевидения должна создаваться в соответствии с ГОСТ Р 51558-2000 "Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний" и с учетом требований РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" и РД 78.36.002-99 "Выбор и применение телевизионных схем видеоконтроля. Рекомендации".
Устанавливается на объекте в целях повышения надежности охраны и является составной частью инженерно-технических средств охраны объекта. Система должна охватывать все зоны интереса в совокупности со всей необходимой инфраструктурой для ее эффективного функционирования (т.е. освещение, ограда, энергия, проводка и т.д.).
Система охранного телевидения может выполнять следующие функции:
видеонаблюдение - наблюдение с помощью телевизионных камер;
видеоохрана - наблюдение с помощью телевизионных камер, при изменении ситуации выдается сигнал тревоги;
видеозащита - видеонаблюдение и видеоохрана по сигналам тревоги от средств тревожной или охранно-пожарной сигнализации, устройств системы контроля и управления доступом и т.п.
В зависимости от категории объектов реализуются следующие режимы работы системы (части системы) охранного телевидения:
объекты первой категории - видеонаблюдение с видеозаписью;
объекты второй категории - видеонаблюдение и видеоохрана с видеозаписью и приоритетным выбором (выделением) для видеонаблюдения и видеозаписи камеры (камер), с которой приходит сигнал тревоги.
Все объекты оборудуются средствами передачи видеоданных в единые диспетчерские службы и центры оперативного управления обеспечением правопорядка и безопасности.
Оснащение камерами системы охранного телевидения
Места размещения камер системы охранного телевидения Категория объекта
1 2
Ограждение территории +
Въездные ворота + +
Периметр здания + +
Главный вход + +
Служебные входы + +
Эвакуационные выходы + +
Эвакуационные лестницы + +
Спортивные арены + +
Кассы реализации билетов + +
Основной холл + +
Регистрация
Вход в помещения, где расположено оборудование + +
инженерных систем здания, систем связи и
безопасности
Коридоры и холлы на этажах + +
Входы в VIP-зоны +
Лифтовые холлы +
Подвальные помещения
Чердачные помещения
Места хранения материальных ценностей + +
Вход в помещения служб безопасности + +
Территория автостоянок и гаражей + +
Кафе и рестораны +
Структурно компоненты системы видеонаблюдения должны быть распределены следующим образом:
- телевизионные камеры и технические средства, обеспечивающие их работу:
места размещения телевизионных камер должны выбираться исходя из обеспечения максимально эффективного выполнения их функций и затруднения несанкционированного доступа к камерам;
камеры наблюдения должны обеспечить визуальный контроль за периметром, входными рубежами, холлами, залами проведения спортивных мероприятий, основными проходами, лестничными площадками объекта и т.п.;
предусматривается применение управляемых камер;
конкретные места установки (вариант) камер, технологического оборудования и топология кабельных сетей определяются на этапе проектирования и уточняются при согласовании рабочего проекта;
- устройства первичной обработки и оперативного хранения видеоинформации объектов наблюдения должны размещаться в телекоммуникационном узле объекта мероприятия (локальном пункте) и обеспечивать:
оцифровку и сжатие телевизионного сигнала, поступающего от телевизионных камер, с возможностью получения отдельных кадров;
хранение оцифрованной и сжатой телевизионной информации за период не менее 180 суток;
круглосуточное наблюдение и постоянную автоматическую запись на цифровой видеорегистратор событий, происходящих в поле зрения телекамер;
автоматическое приоритетное отображение на весь экран монитора зоны, откуда проступил сигнал срабатывания датчика обнаружения, а также запись ситуации на видеорегистратор с указанием времени, даты и номера камеры на каждом изображении;
выдачу сигнала тревоги при выходе из строя элемента системы;
стабилизацию и резервирование питания на срок не менее 2 часов;
защиту программы управления от несанкционированного доступа;
- среда передачи (волоконно-оптическая линия связи) оцифрованного сигнала на транспорте протоколов ТСР/IP должна обладать развитыми возможностями маршрутизации потоков на участках устройства первичной обработки (управления безопасности объекта мероприятия) - единые диспетчерские службы и центры оперативного управления обеспечением правопорядка и безопасности;
- технические средства автоматизированного рабочего места пункта управления безопасности, поста охраны или службы безопасности объекта, вспомогательные средства должны соответствовать требованиям микроклимата и эргономики. Количество и состав технических средств определяются на этапе проектирования и уточняются при согласовании проекта;
- программное обеспечение охранного телевидения должно:
быть запатентовано в установленном порядке и обеспечивать выполнение всех требуемых функций (использование нелицензионных программных продуктов не допускается);
обладать возможностью модификации при минимальных затратах;
иметь интуитивно понятный русифицированный пользовательский интерфейс компонентов программного обеспечения, отвечающих за связь оборудования с оператором;
отвечать требованиям по информационной безопасности и содержать средства защиты информации от аппаратных сбоев и несанкционированного доступа.
Система видеонаблюдения должна быть интегрирована с системой контроля доступа и другими техническими средствами охраны объекта.
4.2. Система охранно-тревожной сигнализации
Система охранной сигнализации предназначена для своевременного обнаружения факта несанкционированного проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места, оповещения сотрудников службы безопасности, полиции (вневедомственной охраны), документирования информации. Система охранной сигнализации должна соответствовать требованиям РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" и РД 78.36.006-2005 "Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов: Рекомендации".
Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т.п.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
Самостоятельными рубежами защиты должны быть оборудованы следующие помещения:
- помещения по работе с материальными средствами;
- комнаты хранения сильнодействующих препаратов;
- хранилище секретной документации;
- информационные центры и серверные;
- комната хранения оружия (применительно к объектам проведения соревнований с использованием оружия).
Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.
Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной. В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.
Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.
Периметр с входящими в него воротами и калитками следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к пульту внутренней охраны, установленному на контрольно-пропускном пункте или в специально выделенном помещении охраны объекта.
Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.
На контрольно-пропускном пункте, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).
Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.
Оснащение объектов средствами охранной сигнализации
Места размещения датчиков охранной сигнализации Категория объекта
1 2
Ограждение территории
Въездные ворота +
Периметр здания + +
Главный вход + +
Служебные входы + +
Эвакуационные выходы + +
Эвакуационные лестницы + +
Вход в помещения, где расположено оборудование + +
инженерных систем здания, систем связи и систем
безопасности
Места хранения материальных ценностей + +
Вход в VIP-зоны +
Подвальные помещения + +
Чердачные помещения + +
Вход в помещения служб безопасности + +
Территория подземных автостоянок + +
Система тревожной сигнализации предназначена для автоматической или ручной передачи сигналов тревоги на пульт охраны и в дежурную часть органов внутренних дел при возникновении на объекте чрезвычайной ситуации криминального характера. Система должна соответствовать требованиям РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" и пункта 6 РД 78.36.006-2005 "Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов: Рекомендации".
Объекты оборудуются устройствами тревожной сигнализации: механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения".
Ручные и ножные устройства технических средств должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.
Устройства технических средств на объекте рекомендуется устанавливать:
на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
у центрального входа и запасных выходах из здания;
на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);
в кабинетах руководства объектов;
в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
В следующих помещениях устанавливается стационарная тревожная сигнализация:
помещения по работе с материальными средствами;
комнаты хранения сильнодействующих препаратов;
хранилище секретной документации;
информационный центр;
посты охраны.
Для подвижных постов охраны могут быть использованы системы для передачи тревожного сообщения по радиоканалу.
Обобщенный сигнал "Тревога" выводится на пункт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны органа внутренних дел.
Оборудованию средствами охранно-тревожной сигнализации подлежат все объекты мероприятия.
4.3. Система контроля и управления доступом
Система контроля и управления доступом предназначена для:
обеспечения санкционированного входа в здания и зоны ограниченного доступа и выхода из них путем идентификации личности по комбинации различных признаков: вещественный код (виганд-карточки, ключи touch-memory и другие устройства), запоминаемый код (клавиатуры, кодонаборные панели и другие устройства), биометрические признаки (отпечатки пальцев, сетчатка глаз и другие признаки);
предотвращения несанкционированного прохода в помещения и зоны ограниченного доступа.
Система контроля и управления доступом должна соответствовать требованиям РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств".
Оснащение объектов средствами контроля доступом
Места размещения устройств системы контроля и Категория объекта
управления доступом
1 2
Въездные ворота +
Служебные входы + +
Эвакуационные выходы + +
Выходы на эвакуационные лестницы + +
Запасные входы и выходы + +
Лифтовые холлы +
Входы в помещения, где расположено оборудование + +
инженерных систем здания, систем связи и систем
безопасности
Места хранения материальных ценностей + +
Входы в VIP-зоны +
Подвальные помещения + +
Чердачные помещения и выход на крышу + +
Вход в помещения служб безопасности + +
Входы на территорию подземных автостоянок + +
Система контроля доступа должна быть сопряжена с системами автоматической противопожарной защиты в целях разблокировки при срабатывании автоматической пожарной сигнализации.
4.4. Система противопожарной защиты
Система противопожарной защиты состоит из следующих основных элементов:
системы автоматической пожарной сигнализации;
системы автоматического пожаротушения;
системы наружного и внутреннего пожаротушения;
системы противодымной защиты.
Оснащенность системами пожарной защиты определяется в зависимости от типа объекта - закрытого или открытого.
Объекты закрытого типа должны обладать следующими системами противопожарной защиты:
- автоматической пожарной сигнализацией;
- автоматической установкой водяного пожаротушения (если необходимо по нормам);
- автоматической установкой газового пожаротушения (если необходимо по нормам);
- автоматической установкой порошкового пожаротушения (если необходимо по нормам);
- системой противодымной защиты (если необходимо по нормам);
- внутренним противопожарным водопроводом (если необходимо по нормам);
- наружным противопожарным водоснабжением (с закольцовкой, с установкой пожарных гидрантов).
Объекты открытого типа оборудуются только наружным противопожарным водоснабжением и пирсами (для объектов, расположенных возле водных акваторий).
Здания, в которых проводятся мероприятия, оборудуются следующими системами противопожарной защиты:
- автоматической пожарной сигнализацией;
- автоматической установкой водяного пожаротушения (если необходимо по нормам);
- автоматической установкой газового пожаротушения (если необходимо по нормам);
- автоматической установкой порошкового пожаротушения (если необходимо по нормам);
- системой противодымной защиты (если необходимо по нормам);
- внутренним противопожарным водопроводом;
- наружным противопожарным водоснабжением (с закольцовкой, с установкой пожарных гидрантов);
- прямой телефонной связью со службой оперативного обеспечения "112" и с ближайшей пожарной частью.
Системы пожарной автоматики блокируются инженерным оборудованием для его отключения при пожаре (общеобменная вентиляция, лифты, эскалаторы, травалаторы, система контроля доступа).
4.5. Система оповещения и управления эвакуацией
Система оповещения на объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
Система оповещения и управления эвакуацией должна соответствовать требованиям НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", СП. 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств".
Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
включением аварийного освещения;
передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);
включением световых указателей направления и путей эвакуации;
дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
Система оповещения выполняется самостоятельно, не совмещенно с ретрансляционными технологическими системами.
Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
4.6. Система аварийного и эвакуационного освещения
Система аварийного и эвакуационного освещения предназначена для обеспечения нормальной жизнедеятельности при аварийном отключении рабочего освещения и для обеспечения эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях. Она должна соответствовать требованиям пунктов 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях".
4.7. Система мониторинга химических, биологических
и радиоактивных угроз
Система мониторинга химических, биологических и радиоактивных угроз создается в целях:
организации непрерывного мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки на объектах массового пребывания людей;
предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций путем обеспечения оперативного обнаружения опасных веществ и материалов в объектах на прилегающих территориях;
передачи в автоматическом режиме оперативной информации о возможном возникновении (предаварийном состоянии) или факте чрезвычайной ситуации в единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях г. Астрахани.
Система должна обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
повышенный уровень радиационных и отравляющих веществ;
несанкционированное проникновение в помещения с оборудованием систем жизнеобеспечения;
утечка газа.
Система должна обеспечивать мониторинг химических, биологических и радиоактивных угроз в 2 эшелона.
Первый эшелон мониторинга должен осуществлять контроль химических, биологических и радиоактивных угроз по периметру спортивного объекта.
Второй эшелон мониторинга должен контролировать химические, биологические и радиоактивные угрозы в точках доступа в помещения объекта и в системах жизнеобеспечения (вентиляция, водоснабжение). В качестве одной из составляющих второго эшелона внедряется система контроля воздушно-газовой среды в сетях вентиляции и кондиционирования, предназначенная для обнаружения отравляющих и других опасных веществ и остановки (автоматически или вручную) приточной вентиляции и кондиционирования для предотвращения дальнейшего распространения загрязненной воздушно-газовой среды.
В качестве рабочего оборудования данных систем могут использоваться предлагаемые российскими производителями системы мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки.
4.8. Система связи и передачи данных
Система связи и передачи данных должна обеспечивать:
возможность оперативной связи между сотрудниками службы безопасности, инженерных служб и администрации объекта;
возможность оперативной связи (проводной и беспроводной) с городскими службами обеспечения безопасности;
возможность передачи данных в интересах городских служб обеспечения безопасности.
Все проводные телефоны на объекте оборудуются автоматическими устройствами определения номера звонящего абонента.
4.9. Система связи и управления в кризисных ситуациях
Система связи и управления в кризисных ситуациях предназначена для использования в случае возникновения кризисных ситуаций, связанных с выводом из строя систем обеспечения безопасности, и предусматривает создание автономной сети инженерных коммуникаций, сводимых в отдельное техническое помещение.
4.10. Система радиоконтроля и управления за использованием
радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств
Система радиоконтроля и управления за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств должна обеспечивать:
контроль доступа радиоэлектронных средств и высокочастотных установок на территорию объектов;
радиоконтроль излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на объектах;
предупреждение возникновения недопустимых помех работе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, применяемых организаторами, участниками и гостями мероприятия;
передачу в автоматическом режиме оперативной информации о возникновении нештатной ситуации при использовании радиочастотного спектра (недопустимых помех, несанкционированного излучения и др.) в оперативный центр управления;
оперативный поиск и локализацию источников недопустимых радиопомех и несанкционированных излучений.
Система должна обеспечивать контроль за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в 2 этапа.
Первый этап включает в себя контроль и регистрацию (маркировку) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, присутствующих или вносимых на объекты.
Второй этап включает в себя организацию радиоконтроля излучений внутри и вблизи объектов (локальный и мобильный радиоконтроль), проведение поиска и локализации источников недопустимых радиопомех и несанкционированных излучений.
Для этого внутри объекта при проведении мероприятия должны быть предусмотрены:
1. Организация входного контроля регистрации (маркировки) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
2. Пункт технической экспертизы радиоэлектронных средств (отдельное помещение или огороженная территория не менее 6 кв. метров) для размещения радиоизмерительного оборудования и двух сотрудников.
При этом должно быть обеспечено:
энергоснабжение переменным током напряжением 220 В (подключение - стандартными штепсельными розетками (2К + 3), потребляемая мощность подключаемого оборудования - до 2 кВт);
наличие скоростного канала связи - выход в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с фиксированным IP-адресом (основной канал - волоконно-оптическая линия связи, в качестве дополнительного (резервного) канала связи - канал по технологии xDSL или другие).
3. Обособленное (огороженное) место для размещения мобильной группы и выполнения радиоконтроля излучений внутри объекта (необслуживаемого оборудования радиоконтроля излучений) в ходе подготовки и проведения соревнований. Занимаемая площадь - не менее 6 кв. метров. Место должно обеспечивать установку (крепление) антенн, визуальный контроль, огорожено от прохода посторонних лиц и обеспечивать возможность оперативного выхода (перемещения) мобильной группы с носимым оборудованием радиоконтроля и поиска помех.
При этом должно быть обеспечено:
энергоснабжение переменным током напряжением 220 В (подключение - стандартными штепсельными розетками (2К + 3), потребляемая мощность подключаемого оборудования - до 2 кВт);
наличие скоростного канала связи - выход в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с фиксированным IP-адресом (основной канал - волоконно-оптическая линия связи, в качестве дополнительного (резервного) канала связи - канал по технологии xDSL или др.).
4. На территории, прилегающей к объекту, должна быть предусмотрена возможность размещения одного мобильного радиоконтрольного пункта (далее - МРКП), регистрационно-измерительной лаборатории, занимаемая площадь которой должна составлять не более 18 кв. метров, с возможностью маневрирования (свободного въезда и выезда) МРКП для обеспечения при необходимости проведения оперативных работ по поиску и локализации источников несанкционированных излучений.
Место размещения должно предусматривать возможность подключения электропитания МРКП переменным током напряжением 220 В с помощью переносного удлинителя (бухты) с требуемой длиной не более 20 метров (подключение должно обеспечиваться стандартными штепсельными розетками (2К + 3), потребляемая мощность подключаемого оборудования - до 3 кВт).
Трасса прокладки кабеля питания не должна пересекаться с основными транспортными потоками. Кроме этого, объект обеспечивается скоростным каналом связи - выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с фиксированным IP-адресом (основной канал - волоконно-оптическая линия связи, в качестве дополнительного (резервного) канала связи - канал по технологии xDSL или др.).
5. Комплекс инженерно-технической укрепленности
Инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, которая обеспечивает необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам и должна соответствовать требованиям РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" и РД 78.148-94 "Защитное остекление. Классификация, методы испытаний, применение".
Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием этого объекта системами охранной и тревожной сигнализации. Для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.
5.1. Ограждения периметра, отдельных участков
территории объекта
Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.
5.2. Въездные ворота
Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта.
Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Ворота должны открываться по ходу эвакуации.
5.3. Контрольно-пропускные пункты,
основные и служебные входы в здания
Объекты оборудуются контрольно-пропускными пунктами для прохода людей и проезда транспорта.
Как правило, доступ автотранспорта должен осуществляться только через одни ворота со шлагбаумом, где должны оборудоваться контрольно-пропускной пункт с досмотровой площадкой.
На период проведения мероприятия предусматривается организация въезда-выезда для автотранспорта только через одни основные ворота (запасные или аварийные ворота не используются). Также создается несколько пунктов пропуска людей, имеющих аккредитованный доступ на ее территорию.
5.4. Стоянки автотранспорта
На территории объектов или в зоне доступности от них оборудуются стоянки автотранспорта с числом машино-мест с учетом уровня автомобилизации, определенного на расчетный срок, и в зависимости от местных условий, но не менее 10% от общего количества посадочных мест на объекте (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). Количество мест под автобусы и ведомственные автомобили оборудуется из следующего расчета: на 1000 посадочных мест - стоянка на 10 автобусов и VIP-стоянка на 10 ведомственных автомобилей.
Проезды к объектам должны быть канализированными (разделенными), заезд и выезд - отдельно для исключения заторовых ситуаций и обеспечения безопасности движения.
Все стоянки должны иметь периметр безопасности (ограждение), заезды и выезды должны контролироваться инженерно-техническими средствами (шлагбаум).
При организации автостоянок должны быть обеспечены подъезды и проезды к зданиям, сооружениям и строениям согласно статье 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и предусмотрен круговой проезд вокруг зданий для проведения спасательных работ и осуществления пожаротушения. Следует соблюдать противопожарные разрывы до планируемых автостоянок для посетителей и обслуживающего персонала с целью исключения несанкционированного перекрытия дорог и для подъезда специальной техники.
5.5. Здания и сооружения
Здания должны иметь ограждения кровель объектов и устройства молниезащиты (молниеотвода). Внутри каждого здания обустраиваются противопожарные преграды с учетом максимально допустимой площади для данного типа здания.
6. Комплекс технических средств обеспечения
безопасности
Комплекс технических средств обеспечения безопасности для объектов состоит из:
металлодетекторов (стационарных и ручных);
интроскопов (рентгенотелевизионных установок);
установки по досмотру автотранспорта;
детекторов взрывчатых веществ;
средств защиты от взрывов (взрывогасящие устройства, взрывозащитные контейнеры);
средств принудительной остановки автотранспорта и средств радиоконтроля излучений, учета и проверки регистрации (маркировки) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Стационарные арочные металлодетекторы устанавливаются с турникетами (турникеты-вертушки или турникеты-триподы) с рассекателями по ходу движения людей и приспособлениями ограничения доступа на каждом входе объекта.
Оснащение объектов техническими средствами обеспечения безопасности:
Наименование технического средства обеспечения Категория объекта
безопасности
1 2
Стационарные металлодетекторы + +
Интроскопы + +
Установки по досмотру автотранспорта
Детекторы взрывчатых веществ + +
Средства защиты от взрывов + +
Средства принудительной остановки автотранспорта +
Средства входного контроля радиоэлектронных средств + +
и высокочастотных устройств
Средства радиоконтроля + +
Для пропуска в здания и сооружения спортсменов, сотрудников и зрителей входы на объект оборудуются системами контроля доступа и билетного контроля. Все они оснащаются турникетами. Конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
Входной контроль должен осуществляться через стационарные металлодетекторы, обладающие повышенной чувствительностью вместе с низким коэффициентом ложных тревог, что должно обеспечивать оптимальную скорость прохода людей и высокий уровень безопасности. Для индивидуального детального контроля и досмотра отдельных лиц должны быть предусмотрены ручные металлообнаружители.
Инспектирование портфелей, чемоданов, коробок, другой ручной клади и багажа должно осуществляться рентгено-телевизионными аппаратами стационарного типа, поисковыми средствами, реализующими иные физические принципы.
Пункты пропуска людей на территорию объектов оснащаются аналогично входам на спортсооружения. Они должны иметь навесы для обеспечения надежной эксплуатации приборов при неблагоприятных погодных условиях. Технология досмотра въезжающих на территорию объекта автомашин должна предусматривать:
- рентгенографический контроль багажа и грузовых поддонов;
- обнаружение радиоактивных и взрывчатых веществ;
- осмотр нижней части транспорта.
7. Физическая охрана
На физическую охрану возлагается решение следующих основных задач:
- обеспечение санкционированного (контролируемого) прохода (проезда) лиц (транспортных средств) на территорию и в помещения объектов мероприятия;
- предотвращение силового прорыва нарушителей и транспортных средств на территорию объектов;
- предотвращение несанкционированного (скрытного) проникновения нарушителей в различные контролируемые зоны общего и ограниченного доступа (в подземную автостоянку, отдельные блоки здания, этажи, помещения, к критически важным точкам и т.п.);
- предотвращение проноса на территорию и в помещения запрещенных и опасных предметов (оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, несанкционированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и т.п.);
- осуществление мониторинга обстановки в контролируемых зонах и на прилегающей к объекту территории;
- обеспечение общественного порядка;
- обеспечение личной безопасности спортсменов, зрителей и персонала;
- обеспечение сохранности припаркованных транспортных средств на оборудованных автостоянках;
- обеспечение безопасности передвижения материальных ценностей в пределах зданий и прилегающей территории, предупреждение несанкционированного выноса имущества;
- обеспечение выявления и задержания (блокирования) нарушителей;
- осуществление контроля состояния и работоспособности средств и систем комплексного обеспечения безопасности и инженерных систем объекта;
- осуществление взаимодействия с экстренными службами и органами обеспечения безопасности на районном и городском уровнях;
- обеспечение оповещения людей и городских органов обеспечения безопасности о возникновении на объекте чрезвычайной ситуации;
- обеспечение безопасной, беспрепятственной и своевременной эвакуации людей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение спасения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- локализация возникших чрезвычайных ситуаций в пределах ранее отработанных сценариев;
- исключение возможности использования нарушителями чрезвычайной ситуации для проникновения на территорию объекта.
Деятельность по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объекта силами физической охраны может быть реализована в следующих вариантах:
1. Заключение договоров на охрану с лицензированными охранными предприятиями.
2. Заключение договоров на охрану с подразделениями управления вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области.
3. Заключение договоров на установку и техническое обслуживание кнопок тревожной сигнализации с федеральным государственным унитарным предприятием "Охрана" или специализированными организациями, имеющими заключение управления вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел по Астраханской области.
Охрана объектов должна быть организована со дня начала их строительства. При этом охранные предприятия обязаны руководствоваться в своей деятельности Законом Российской Федерации от 11.03.92 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в том числе иметь лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Информационная безопасность
информационно-коммуникационных систем
Обеспечение информационной безопасности информационно-телекоммуникационных систем (далее - ИКС) объектов по выполняемым мероприятиям подразделяется на 3 этапа:
I этап - разработка и утверждение технического задания и технического проекта ИКС;
II этап - реализация технического проекта ИКС;
III этап - эксплуатация ИКС.
8.1. На этапе разработки и утверждения технического
задания и технического проекта
Для обеспечения информационной безопасности на этапе разработки и утверждения технического задания и технического проекта ИКС предусматривается выполнение следующих требований:
1. Техническое задание ИКС должно предусматривать следующие мероприятия:
проведение аудита информации (исходной и выходной), обрабатываемой ИКС (обобщение, преобразование по определенному алгоритму, передача и т.д.);
проведение по результатам аудита классификации (категорирования) информации, обрабатываемой в ИКС (открытая, конфиденциальная информация; информация о персональных данных и содержащая государственную тайну);
определение методов технической, нормативно-правовой и организационно-административной защиты информации.
2. Организация, проектант ИКС, имеющая соответствующие лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на разработку систем, обрабатывающих информацию ограниченного доступа, должна включать в технический проект раздел "Обеспечение информационной безопасности" с реализацией следующих мероприятий:
проведение аудита алгоритма функционирования и технической реализации ИКС с целью отнесения проектируемой системы к ключевым системам информационной инфраструктуры и определения модели угроз информационной безопасности (внешние и внутренние угрозы);
организационно-режимные мероприятия (категорирование объекта, разграничение допуска, ведение учета работы, организация уничтожения информационных отходов, организация и осуществление контроля);
мероприятия по обеспечению целостности, достоверности и доступности информационных ресурсов;
мероприятия по физической защите объектов (контроль физического доступа, обеспечение безопасности кабельной системы, обеспечение безопасности при утилизации отработавшего оборудования и носителей информации, обеспечение безопасности рабочих мест);
мероприятия по обеспечению катастрофоустойчивости ИКС (идентификация и анализ неблагоприятных воздействий, определение требований к непрерывности воздействия, определение стратегии восстановления функционирования, разработка и документирование плана обеспечения катастрофоустойчивости);
мероприятия по защите информации от утечки по техническим каналам в соответствии с требованиями Гостехкомиссии России "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)" 2002 года и "Специальные требования по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам (СТР-97)" 1997 года;
мероприятия по решению задач защиты информации от несанкционированного доступа (программно-аппаратные и технические методы, система разграничения доступа);
мероприятия по обеспечению радиоэлектронной безопасности (проведение специальной проверки помещений и технических средств, проведение специальных исследований технических средств и выполнение предписаний на их эксплуатацию);
мероприятия по обеспечению безопасного информационного взаимодействия (предотвращение возможности утечки конфиденциальной информации, обеспечение защиты ресурсов, межсетевое экранирование, контроль доступа к локальным и сетевым ресурсам, криптографическая защита);
мероприятия по антивирусной защите (лицензированное программное обеспечение, обновление антивирусных программ, непрерывный контроль над всевозможными путями проникновения вредоносных программ, ежедневный анализ, ранжирование и предотвращение угроз распространения и воздействия вредоносных программ, проведение профилактических мероприятий, проверка целостности критически важных программ и баз данных, резервное копирование всех необходимых программ и баз данных, резервирование серверов);
мероприятия по обнаружению компьютерных атак (выявление информационных атак на прикладном уровне стека ТСР/IP, мониторинг сетевого трафика и выявление аномалий);
мероприятия по организации разработки, хранения и распространения специального программного обеспечения;
мероприятия по централизованному управлению информационной безопасностью (предоставление единого центра управления, сбор информации, обеспечение централизованной обработки регистрируемой информации);
мероприятия по управлению использованием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств: регистрация (маркировка) и контроль доступа радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на объекты, радиоконтроль, предотвращение возникновения помех работе санкционированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
8.2. На этапе реализации технического проекта
Информационная безопасность на этапе реализации технического проекта ИКС должна предусматривать следующие мероприятия:
1. Назначение ответственного лица за безопасность информации - администратора безопасности объекта.
2. Контроль реализации мероприятий раздела "Обеспечение информационной безопасности" технического проекта ИКС (администратором безопасности объекта).
3. Проведение работ по специальной проверке помещений и технических средств, специальных исследований технических средств организацией, имеющей необходимые на указанный вид деятельности лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
4. Организация допуска лиц к выполнению работ по реализации технического проекта в части, касающейся выполнения мероприятий раздела "Обеспечение информационной безопасности".
5. Проведение аудита функционирования системы информационной безопасности объекта, разработка штата подразделения по организации защиты информации объекта, нормативных правовых и организационно-административных документов, функциональных обязанностей сотрудников, регламентов функционирования подсистем, внесение в Правительство Астраханской области на утверждение предложений по штату подразделения по организации защиты информации ИКС объекта и по финансированию его деятельности.
6. Проведение оценки соответствия принятых мер защиты установленным требованиям безопасности информации (аттестация, декларирование соответствия требованиям безопасности информации).
7. Разработка с учетом аттестата соответствия и утверждение паспорта информационной безопасности ИКС объекта.
8. Организация обучения специалистов для подразделения по организации защиты информации ИКС объекта.
8.3. На этапе эксплуатации
Информационная безопасность на этапе эксплуатации ИКС обеспечивается при выполнении следующих мероприятий:
1. Организация защиты информации ИКС объекта в соответствии с утвержденными регламентами, инструкциями и руководствами по обеспечению безопасности информации.
2. Контроль и комплексный мониторинг состояния организации защиты информации в ИКС объекта с целью обеспечения надежности и устойчивости системы информационной безопасности, обеспечения доверия к ней и гарантий выполнения требований нормативных правовых актов по безопасности информации:
контроль администраторами безопасности подразделений правильности выполнения сотрудниками регламентов обеспечения информационной безопасности ИКС;
отчетность ответственных за информационную безопасность подразделений объекта;
обобщение, анализ и оценка выполнения требований информационной безопасности руководством объекта.
3. Проведение аудита организации защиты информации в ИКС объекта на соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2005 и по его результатам организация защиты информации в ИКС объекта и реализация предложенных технических и организационных мер повышения уровня защищенности информации.
4. Осуществление проверки вопросов организации защиты информации в ИКС объекта службой безопасности и информационной защиты Астраханской области и по их результатам заслушивание отчета руководителя объекта на заседаниях постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Астраханской области.
9. Комплекс управления обеспечением безопасности
Информация всех компонентов системы обеспечения безопасности (автоматических средств наблюдения, контроля и охраны, средств мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений) выводится в помещения охраны объекта и дублируется в пунктах управления безопасности.
Для организации управления обеспечением безопасности мероприятий на объектах создаются помещения безопасности. В них предусматривается возможность размещения сотрудников полиции и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Площадь, выделяемая под данные помещения, должна составлять для объектов первой категории не менее 100 кв. метров, второй категории - 250 кв. метров.
Для наиболее эффективного выполнения задач по обеспечению безопасности помещения разделяются на пункт управления, комнаты совещаний, разбора, работы с заявителями и содержания временно задержанных (на соревновательных объектах), отдыха и приема пищи.
Из пунктов управления должна обеспечиваться возможность визуального просмотра игровых арен и трибун сооружений. В них создаются автоматизированные рабочие места операторов видеонаблюдения и связи.
Все помещения безопасности на объектах должны быть оборудованы необходимой офисной мебелью и техникой, обеспечены возможностью подключения к сети передачи данных управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области.
На объектах, где планируется пребывание объектов государственной охраны, выделяются отдельные помещения для размещения сил и средств Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России). Площадь каждого помещения, выделенного на объекте для ФСО России, должна быть не менее 15 кв. метров.
Помещения объекта, выделенного для ФСО, России оборудуются цифровыми транспортными системами (волоконно-оптическими системами передачи, системами PDH, SDH) с учетом возможности предоставления цифровых каналов (потоков) связи с заданной пропускной способностью (полосой пропускания) и с заданным интерфейсом (G.703/G.704, 10/100/1000 Base-Т, каналы тональной частоты) непосредственно до объектов территориальных органов ФСО России и (или) операторов связи. Оборудование указанных помещений системами электропитания, заземления и другими техническими системами, а также кабельными коммуникациями (кабельными линиями связи), системами вентиляции, охранно-пожарной сигнализации и оповещения с выводом на пульты дежурного производится согласно техническим условиям, предоставляемым территориальными органами ФСО России.
10. Комплекс организационных мероприятий
Ответственность за обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защиты объекта несет его руководитель. Им организуются мероприятия, направленные на повышение защищенности и антитеррористической устойчивости объекта, которые включают:
- создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (оформляется локальным правовым актом, определяющим ее состав и задачи при выполнении предупреждающих мероприятий, а также в случае чрезвычайной ситуации);
- создание постоянно действующей рабочей группы антитеррористической комиссии объекта (оформляется локальным правовым актом, определяющим ее состав и задачи по обеспечению безопасности объекта, в том числе с учетом возложения обязанностей на администрацию объекта и охранную организацию), а также утвержденного локальным правовым актом порядка действий администрации и охранных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание на объекте структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
- разработку и регулярную корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью обеспечения необходимого уровня безопасности при проведении антитеррористических мероприятий;
- разработку и регулярную корректировку инструкций о действиях служб и сотрудников службы безопасности и инженерных служб при выявлении вызывающих опасность предметов, при возникновении и локализации чрезвычайных ситуаций (на каждого сотрудника);
- разработку и реализацию мероприятий по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (в том числе о проведении объектовых тренировок по вопросам противодействия терроризму с участием арендаторов и служб безопасности согласно утвержденным графикам);
- разработку памяток для посетителей и персонала;
- разработку и изготовление схем эвакуации посетителей и персонала, информационных указателей эвакуации;
- разработку правил поведения зрителей;
- обеспечение посетителей и обслуживающего персонала средствами индивидуальной защиты и спасения в соответствии с установленными нормами.
Утверждены
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 31 мая 2013 г. № 194-П
ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ НА ОБЪЕКТАХ СПОРТА
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила поведения зрителей на объектах спорта в Астраханской области при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий (далее - Правила) определяют действия зрителей на объектах спорта Астраханской области при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий (далее - мероприятия).
1.2. Контроль за соблюдением Правил осуществляют организатор мероприятия и администрация объекта спорта при проведении мероприятий (далее - администрация).
1.3. Администрация проводит фото- и видеосъемку зрителей с целью предупреждения противоправной деятельности.
1.4. Лица, не соблюдающие Правила, подлежат удалению с мероприятия без возмещения стоимости билетов, а в случаях совершения ими противоправных действий привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Правила подлежат размещению на информационных щитах (стендах) перед кассами, входами в спортивное сооружение, входами на трибуны и секторы спортивного сооружения с указанием номеров телефонов ответственных за эксплуатацию спортивного сооружения.
2. Права зрителей при посещении мероприятий
2.1. Зрители имеют право:
2.1.1. Входить на территорию объекта спорта при наличии билетов, приглашений или документов (аккредитаций) установленного образца, дающих право на вход до и во время мероприятия (время начала прохода зрителей на спортивные сооружения определяется совместным решением администрации, организатора мероприятия).
2.1.2. Пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами мероприятия и администрацией.
2.1.3. Поддерживать участников мероприятия стоя, если при этом нет возражений со стороны других зрителей, а также при неблагоприятных погодных условиях.
2.1.4. Приносить на трибуны спортивного сооружения и использовать средства поддержки участников мероприятия:
- официально реализуемую атрибутику спортивных клубов;
- дудки и трещотки, выполненные из пластика, если их использование не вызывает возражений рядом сидящих зрителей, по согласованию с организатором мероприятия;
- барабаны с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками в количестве не более трех единиц на трибуну;
- баннеры и флаги размером 2 x 1.5 метра и меньше при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру мероприятия другими зрителями. Их размещение в спортивном сооружении определяется организатором мероприятия по согласованию с администрацией. Флаги должны быть на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не должна превышать 1.5 метра, диаметр - 5 сантиметров. Баннеры и флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов (пропитаны специальными составами), снабжены соответствующими сертификатами пожарной безопасности. Содержание флагов и баннеров должно быть направлено только на поддержку клуба (команды, спортсменов), не содержать оскорбительных, нецензурных, рекламных, экстремистских, провокационных текстов, слов, символов, изображений.
В случае нарушения зрителями Правил организатором мероприятия или администрацией принимается решение о запрете использования на мероприятии вышеперечисленных средств поддержки.
2.1.5. Проводить без разрешения администрации любительскую фото- и видеосъемку (если их проведение не запрещено организатором мероприятия, о чем должна быть сделана соответствующая запись на входном билете, абонементе или приглашении).
3. Обязанности зрителей при посещении мероприятий
3.1. Зрители обязаны:
3.1.1. При нахождении на объекте спорта соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения. Бережно относиться к имуществу спортивного сооружения, соблюдать чистоту.
3.1.2. Вести себя уважительно по отношению к другим зрителям и участникам мероприятия, обслуживающему персоналу, лицам, ответственным за соблюдение порядка, не допускать действий, создающих опасность для окружающих.
3.1.3. Предъявлять администрации приглашения или документы (аккредитации) установленного образца, дающие право прохода на мероприятие, а также пропуски на въезд автотранспорта на территорию спортивного сооружения и занимать места, указанные в приобретенных билетах или документах, их заменяющих.
3.1.4. Сдавать в камеру хранения спортивного сооружения объемные и (или) запрещенные к проносу на территорию объекта спорта предметы.
Под объемным предметом в Правилах понимается любой объект, размеры которого превышают 25 x 25 x 25 см, кроме предметов, указанных в пункте 2.1.4 Правил.
3.1.5. Выполнять распоряжения организатора мероприятия, администрации в части соблюдения Правил и действующего законодательства Российской Федерации.
3.1.6. Сообщать организатору мероприятия, администрации об обнаружении подозрительных предметов, вещей и о возникновении задымления или пожара.
3.1.7. При получении информации об эвакуации действовать согласно плану эвакуации или в соответствии с указаниями организаторов мероприятия, администрации, соблюдая спокойствие и не создавая паники.
3.2. В целях соблюдения законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов зрителей и участников мероприятия, обслуживающего персонала, лиц, ответственных за соблюдение порядка, зрителям запрещается:
- совершение действий, создающих угрозу жизни, здоровью или безопасности себе, окружающим лицам, а также действий, нарушающих порядок проведения мероприятия;
- нахождение на объектах спорта в состоянии алкогольного, а также наркотического или токсического опьянения;
- курение;
- бросание предметов или жидкостей любого рода в направлении участников, зрителей, обслуживающего персонала, лиц, ответственных за соблюдение порядка, а также в направлении спортивной арены или на саму спортивную арену;
- использование пиротехнических изделий независимо от вида и назначения, открытого огня;
- нахождение во время проведения мероприятия в проходах, на лестницах или в местах эвакуации, на строениях и конструкциях, не предназначенных для общественного пользования (фасады, заборы, стены, ограждения, барьеры, столбы освещения, платформы телевизионных камер, деревья, крыши), а также повреждение оборудования и элементов оформления сооружений, служебного инвентаря и зеленых насаждений;
- проникновение на спортивную арену или территорию, к ней прилегающую, в зоны, не обозначенные в билете зрителя (технические помещения, vip-зоны, зоны средств массовой информации);
- создание помех движению на территории объектов спорта, предназначенных для эвакуации, в том числе проходах, выходах и входах как основных, так и запасных;
- использование территории объекта спорта без разрешения администрации для занятий коммерческой, рекламной и иной деятельности независимо от того, связано ли это с получением дохода;
- нанесение надписей и рисунков на конструкциях, строениях, сооружениях, расположенных на территории объекта спорта, а также размещение возле них посторонних предметов без соответствующего разрешения организаторов мероприятия или администрации;
- выкрикивание или совершение иных действий, унижающих и оскорбляющих человеческое достоинство участников мероприятия или зрителей;
- демонстрация знаков или иной символики, направленной на разжигание расовой, религиозной, национальной розни, оскорбляющей участников мероприятия и зрителей;
- использование элементов одежды, иных предметов с целью скрытия лица, не связанное с национальными (этническими, религиозными) традициями и обычаями;
- совершение действий по обнажению частей тела, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, во время нахождения на объекте спорта;
- проход на мероприятия с животными и птицами, за исключением собак-поводырей в намордниках;
- расположение на сиденьях стоя в зонах для зрителей, если это создает помехи другим зрителям;
- пронос на территорию на объекта спорта и использование:
оружия любого вида;
предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, колющих, режущих, метательных, в том числе зонтов типа "трость", шлемов и других объемных предметов, за исключением предметов, указанных в пункте 2.1.4 Правил;
напитков и товаров в стеклянной или металлической таре, равно как и прочих предметов из полиэфира, стекла или любого другого хрупкого, бьющегося материала;
алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ или стимуляторов;
пропагандистских материалов экстремистского характера;
газовых баллонов, едких, горючих веществ (за исключением спичек, карманных зажигалок, сигарет), красителей или резервуаров, содержащих вещества, опасные для здоровья, а также легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
лазерных устройств.
------------------------------------------------------------------