По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2013 N А06-1533/2013 <О признании недействующим абзаца 6 пункта 3.10 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу № А06-1533/2013

(резолютивная часть решения объявлена 3 октября 2013 года,
решение в полном объеме изготовлено 7 октября 2013 года)

Арбитражный суд Астраханской области в коллегиальном составе
судей Блажнова Д.Н., Бочарниковой Г.Н., Сорокина Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлениям Индивидуального предпринимателя Кельдамбетова Растяма Амерхановича, Индивидуального предпринимателя Агибалова Владимира Васильевича, Индивидуального предпринимателя Аслановой Натальи Азисовны, Индивидуального предпринимателя Гагнидзе Джумбери Васильевича, Индивидуального предпринимателя Рамазанова Магомеда Ахмедовича, Индивидуального предпринимателя Саблина Игоря Анатольевича, Индивидуального предпринимателя Соловьевой Елены Владимировны, Индивидуального предпринимателя Третьяковой Галины Николаевны
к Городской Думе муниципального образования "Город Астрахань", Мэру города Астрахани о признании несоответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу РФ, абзаца 6 пункта 3.10 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением от 10.09.2009 № 119,
Заинтересованные лица - Администрация г. Астрахани, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области,

при участии:
от заявителей: от ИП Кельдамбетова Р.А. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 07.03.2013; от ИП Агибалова В.В. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 14.02.2013; от ИП Гагнидзе Д.В. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 20.11.2012; от ИП Рамазанова М.А. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 12.02.2013; от ИП Саблина И.А. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 07.03.2013; от ИП Соловьевой Е.В. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 12.02.2013; от ИП Третьяковой Г.Н. - Воронькова О.Г. - по доверенности от 07.03.2013; от ИП Аслановой Н.А. - Воронькова Н.А. - по доверенности от 27.03.2013, от заинтересованных лиц:
от Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" - Карамушкина Ж.С. - по доверенности № 01-ДЗ-1000 от 20.12.2012;
от Мэра г. Астрахани - Фирсова Е.С. - ведущий юрист отдела транспорта и пассажирских перевозок управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта (по доверенности от 16.09.2013);
от Администрации г. Астрахани - Фирсова Е.С. - ведущий юрист отдела транспорта и пассажирских перевозок управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта (по доверенности от 16.09.2013);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - не явились.
Индивидуальные предприниматели: Кельдайбетов Растям Амерханович; Агибалов Владимир Васильевич; Асланова Наталья Азисовна; Гагнидзе Джумбери Васильевич; Рамазанов Магомед Ахмедович; Саблин Игорь Анатольевич; Соловьева Елена Владимировна; Третьякова Галина Николаевна обратилась в арбитражный суд к Городской Думе муниципального образования "Город Астрахань", Мэру города Астрахани, с заявлением, с учетом уточнений (т. 1, л.д. 146, т. 2, л.д. 20), о признании недействующим, как несоответствующий Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу РФ, абзаца 6 пункта 3.10 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением от 10.09.2009 № 119.
Определением арбитражного суда по данному делу от 16.05.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация г. Астрахани, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (т. 1, л.д. 146 - 147).
Представитель заявителей полностью поддерживает заявленные требования, считает, что оспариваемое положение возлагает на перевозчиков необоснованные и не предусмотренные законом обязанности.
Представитель Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что оспариваемое положение изданного органом местного самоуправления в пределах компетенции, не нарушает права заявителей, поскольку одни и те же транспортные средства одновременно не могут действовать по нескольким маршрутам.
Представитель Мэра г. Астрахани, Администрации г. Астрахани просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поддерживает позицию Городской Думы.
Представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в судебное заседание не явился, на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление извещено о судебном разбирательстве по делу, на основании статьи 156 Кодекса дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд
установил:

Абзацем 6 пункта 3.10 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119, и Главой МО "Город Астрахань" было установлено требование, согласно которому при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник конкурса не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае наличия на момент объявления конкурса действующего договора на осуществление пассажирских перевозок на муниципальном маршруте (маршрутах) между заказчиком (организатором) конкурса и участником конкурса с использованием тех же транспортных средств, которые содержатся в заявке на участие в конкурсе.
Данное Положение было опубликовано 20.10.2009 в печатном издании "Горожанин" (Плюс четыре) № 46 (т. 1, л.д. 91 - 92).
Заявители, как лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, посчитав, что оспариваемое положение не соответствует действующему законодательству и создает необоснованные препятствия для участия перевозчиков в конкурсе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута, обратились в суд с настоящим требованием (т. 1, л.д. 33 - 40).
Обжалуемое положение адресовано неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, в связи с чем суд считает, что данное положение является частью нормативного правового акта (соответствующего Порядка).
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по существу вышеназванный закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемое заявителем положение является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, следовательно, в силу вышеприведенных норм, а также пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию арбитражного суда.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования "Город Астрахань", принятого Решением Городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 № 52/а, город Астрахань имеет статус городского округа.
Таким образом, федеральным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Пунктом 4 статьи 6 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы безопасности дорожного движения.
В пункте 7 статьи 4 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 названной статьи.
В пункте 2 части 1 статьи 15 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Наряду с указанными запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Таким образом, Гражданский кодекс РФ также предоставляет любому желающему право принять участие в открытом конкурсе, следовательно, данная норма исключает принятие положений, направленных на необоснованные ограничения для участия в конкурсе.
Согласно пункту 5.2.1 "Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах Астрахани", утвержденных Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 года № 49, перевозчик имеет право участвовать в конкурсном отборе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирским автотранспортом.
Однако вопреки вышеприведенным нормам материального права оспариваемое по делу положение нормативного правового акта фактически влечет не предусмотренные законом и необоснованные ограничения для потенциальных перевозчиков, желающих принять участие в соответствующем конкурсе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Так, пунктом 3.1 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119, предусмотрено, что соответствующий конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети.
Таким образом, одним из оснований для проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города является утверждение новой маршрутной сети. При этом, действующее законодательство не устанавливает ограничений и запретов по включению в состав новых еще не введенных в действие маршрутных сетей, действующих до введений новых сетей маршрутов, которые совпадают по адресам маршрутных перевозок с новыми маршрутными сетями.
Такое положение, с учетом действия оспариваемой по делу части нормативного правового акта, может привести к тому, что перевозчики, осуществляющие деятельность по прежним маршрутам единственными имеющимися у них транспортными средствами и желающие принять участие в конкурсе в связи с изменением маршрутных сетей, фактически лишены права на принятие участие в конкурсе, т.к. оспариваемое по делу положение запрещает им участвовать в таком конкурсе в связи с тем, что единственный имеющийся у них автотранспорт задействован ко времени проведения конкурса на прежнем маршруте.
После проведения такого конкурса указанные перевозчики вообще лишатся права осуществлять пассажирские перевозки, т.к. прежняя маршрутная сеть фактически прекратит существовать, а на участие в конкурсе на право осуществления перевозок согласно новой маршрутной сети они лишаются оспариваемой по делу частью нормативного правового акта.
В связи с чем, оспариваемая по делу часть нормативного правового акта противоречит вышеприведенным нормам Закона "О защите конкуренции" и Гражданскому кодексу РФ.
При этом суд считает несостоятельными доводы заинтересованных лиц, изложенные в отзывах на заявление, о законности оспариваемого по делу положения, со ссылкой на Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013 № А06-8686/2011 (т. 2, л.д. 12, 18).
Так, из текста данного Постановления арбитражного суда кассационной инстанции следует вывод, что в рамках названного дела оспаривался иной нормативный правовой акт, который суд кассационной инстанции не признал недействующим в связи с тем, что к моменту рассмотрения дела № А06-8686/2011 действовало оспариваемое в рамках рассматриваемого дела № А06-1533/2013 положение, имеющее большую юридическую силу по отношению к положению, оспариваемому в рамках дела № А06-8686/2011 (т. 1, л.д. 116 - 118).
Таким образом, оспариваемое по делу положение нормативного правового акта подлежит признанию недействующим, как не соответствующее Закону "О защите конкуренции" и Гражданскому кодексу РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим, как несоответствующий Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу Российской Федерации, абзац 6 пункта 3.10 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Д.Н.БЛАЖНОВ

Судьи
Н.А.СОРОКИН
Г.Н.БОЧАРНИКОВА


------------------------------------------------------------------