Распоряжение Правительства Астраханской области от 28.08.2013 N 402-Пр "Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики Астраханской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. № 402-Пр
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015 И 2016 ГОДОВ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Астраханской области от 07.07.2008 № 39/2008-ОЗ "О бюджетном процессе в Астраханской области" и в целях разработки проекта закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утвердить прилагаемые основные направления налоговой и бюджетной политики Астраханской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Утверждены
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 28 августа 2013 г. № 402-Пр
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
1. Основные направления налоговой политики на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов
Основные направления налоговой политики Астраханской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - налоговая политика) подготовлены в рамках составления проекта бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Приоритетом Правительства Астраханской области в области налоговой политики является создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Основными целями налоговой политики являются увеличение налогового потенциала региона посредством стимулирования развития новых производств, поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, реализация мер, направленных на повышение собираемости налогов и сборов, снижение масштабов уклонения от уплаты налогов.
В 2014 - 2016 годах необходимо обеспечить продолжение мероприятий, намеченных ранее на среднесрочную перспективу. Основными направлениями, по которым предполагается реализовывать налоговую политику, являются:
- продолжение работы по государственной поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Астраханской области;
- содействие дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства в регионе с целью повышения их участия в наполнении бюджетной системы, увеличения налоговых поступлений;
- оптимизация состава региональных налоговых льгот с учетом оценки их социальной и бюджетной эффективности;
- эффективное управление муниципальной и государственной собственностью Астраханской области;
- сокращение недоимки в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе по региональным и местным налогам;
- организация эффективного взаимодействия с предприятиями региона по улучшению финансово-экономического состояния, увеличению темпов производства, обеспечению роста налогооблагаемой базы;
- продолжение работы по легализации заработной платы и прибыли;
- продолжение практики согласованных действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.
Проведенный анализ налогового законодательства показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации приняты максимальные ставки транспортного налога в отношении транспортных средств с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил. В Астраханской области планируется повышение ставок транспортного налога.
Введение новых налоговых льгот (установление пониженных ставок) должно осуществляться на основании анализа бюджетной и социальной эффективности.
В ближайшие годы планируется введение налога на недвижимость, который заменит собой местные налоги - налог на имущество физических лиц и земельный налог - в части налогообложения физических лиц. В целях его введения в муниципальных образованиях Астраханской области должны быть проведены соответствующие подготовительные мероприятия.
Источником увеличения поступлений в бюджеты всех уровней также должно стать повышение качества налогового администрирования.
Необходимо продолжить работу, проводимую исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, профсоюзными организациями, налоговыми и правоохранительными органами, по контролю за достоверностью начисления налогов с фонда оплаты труда, своевременностью их перечисления в бюджет, улучшению состояния рынка труда.
В рамках реализации поставленной задачи необходимо осуществлять мероприятия по контролю выплаты официальной заработной платы в размере не ниже среднего уровня, сложившегося по виду экономической деятельности в Астраханской области, снижению задолженности по выплате заработной платы и недопущению задержек в перечислении налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Астраханской области налоговыми агентами.
Также необходимо продолжить работу по анализу деятельности убыточных организаций, выяснению причин их нерентабельной работы, оказанию помощи таким предприятиям по их выводу на прибыльный уровень.
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо оказывать государственную поддержку субъектам хозяйственной деятельности только при условии соответствующей налоговой отдачи.
Еще один резерв роста налоговых и неналоговых доходов заключен в сокращении задолженности по платежам в бюджетную систему. Мероприятия, направленные на укрепление платежной дисциплины, должны осуществляться главными администраторами доходов на постоянной основе. Администраторам доходов необходимо установить жесткий контроль за динамикой недоимки по администрируемым платежам и принимать все меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации для ее снижения.
Особое внимание должно быть направлено на проведение анализа практики применения и администрирования налоговых льгот и ставок по региональным налогам. В 2014 - 2016 годах будет продолжен мониторинг эффективности применения налоговых льгот, установленных региональным законодательством.
2. Основные направления бюджетной политики
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
Основные направления бюджетной политики Астраханской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - бюджетная политика) сформированы с учетом положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов Астраханской области от 07.07.2008 № 39/2008-ОЗ "О бюджетном процессе в Астраханской области", от 03.07.2009 № 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".
Проект бюджета Астраханской области, как и прежде, будет формироваться сроком на три года.
Главные требования к бюджетной политике - это поддержка экономического роста за счет кардинального повышения эффективности бюджетной политики, безусловного выполнения всех социальных обязательств, реализации стратегических задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента РФ № 597), от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ Президента РФ № 600), от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента РФ).
Основным направлением бюджетной политики Астраханской области остается повышение уровня и качества жизни населения. Решение всех приоритетных задач, в том числе и социальных, можно обеспечить только на основе достижения высоких темпов экономического роста.
Для достижения среднесрочных целей бюджетной политики необходимо решить следующие основные задачи:
1. Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в Указах Президента РФ.
3. Оптимизация структуры расходов регионального бюджета при условии неснижения качества и объемов предоставляемых государственных услуг. Выявление резервов и перераспределение их в интересах стратегических задач, в том числе обозначенных в Указах Президента РФ.
4. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
5. Проведение структурных реформ в социальной сфере.
6. Повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и оптимизации численности государственных служащих.
7. Завершение перехода к программно-целевому методу планирования расходов бюджета.
8. Оптимизация сети государственных и муниципальных учреждений путем реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти Астраханской области (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - органы местного самоуправления).
Основные приоритеты бюджетных расходов
Бюджетная политика должна быть главным образом направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях реализации мер социального характера, в том числе предусмотренных в Указах Президента РФ.
Для достижения указанных целей основными приоритетами и задачами бюджетной политики являются:
1. Обеспечение сбалансированности бюджета и умеренной долговой нагрузки с постепенным выходом на бездефицитный бюджет.
При этом необходимо создать достаточно гибкую структуру бюджетных расходов, содержащую нераспределенные ресурсы на будущие периоды и критерии для их перераспределения в случае уточнения приоритетных задач либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике поступления доходных источников.
2. Принятие новых видов расходных обязательств только при условии их полного обеспечения доходными источниками финансирования.
Необходимо пересмотреть действующие расходные обязательства и выявить неэффективные, не содействующие экономическому росту региона.
3. Проведение сравнительной оценки эффективности принимаемых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации.
Ограниченность финансовых ресурсов бюджета предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.
4. Использование дополнительных механизмов стимулирования экономического роста, в том числе за счет развития инфраструктуры. Создание новых инструментов привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры, использование механизмов частно-государственного партнерства.
5. Завершение перехода к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования в 2014 - 2015 годах.
6. Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
В целях обеспечения высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса на региональном уровне на сайте министерства финансов Астраханской области должен публиковаться "Бюджет для граждан" для ознакомления граждан и бизнеса с основными направлениями расходования уплачиваемых ими налогов.
Повышение эффективности бюджетных расходов
Одной из ключевых задач на 2014 год является переход в рамках программно-целевого планирования на программный бюджет, предусматривающий реализацию государственных программ Астраханской области.
Учитывая опыт, сложившийся как на федеральном, так и на региональном уровне в части программно-целевого планирования, начиная с бюджета 2014 года, Астраханская область приступит к планированию и исполнению бюджета в рамках государственных программ.
Государственные программы и формируемый на их основе программный бюджет станут системообразующим звеном государственного управления в Астраханской области. Внедрение в практику государственных программ позволит сформировать систему мероприятий, направленных на решение долгосрочных задач, стоящих перед исполнительными органами государственной власти Астраханской области, установить прямую зависимость между ожидаемыми результатами социально-экономического планирования и бюджетными показателями.
В настоящее время процесс оценки эффективности бюджетных расходов и реализации государственных программ зачастую носит формальный характер, в связи с чем полноценное применение результатов данной оценки становится затруднительным в процессе планирования и использования бюджетных средств.
Предстоит осуществить переход на программный бюджет Астраханской области путем поэтапного процесса принятия государственных программ.
Для этого в первую очередь необходимо обеспечить разработку нормативной правовой базы по формированию государственных программ и программного бюджета, создать организационные основы.
Первый этап (2014 год) предполагает включение в государственные программы части расходов, относимых в предыдущие периоды к долгосрочным целевым программам.
Второй этап (2015 год) предполагает разработку и принятие перечня государственных программ Астраханской области, составление новой структуры целевых статей в разрезе государственных программ и подпрограмм, включение в государственные программы не менее 80% расходов бюджета Астраханской области.
Преимущество в плавном переходе на государственные программы заключается в возможности апробации отдельных управленческих процессов и инструментов, более глубокой проработке программных документов.
Дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства, развитие существующих и внедрение новых механизмов осуществления бюджетного процесса требуют постоянного повышения качества управления финансами от исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Эффективность этой работы должна отслеживаться в постоянном режиме. Результаты такого мониторинга необходимо в обязательном порядке учитывать при осуществлении бюджетного процесса. В связи с этим необходимо повышать качество финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
Будет продолжена работа по реализации основных положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переход бюджетных учреждений от сметного финансирования к получению субсидий на выполнение государственных заданий не обеспечил в полной мере оптимизации затрат бюджета на выполнение обязательств, связанных с их деятельностью. В связи с этим необходимо продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов и качества предоставления государственных услуг, а также по предоставлению государственных услуг в электронной форме, что позволит создать в Астраханской области условия для дальнейшего повышения качества обслуживания граждан.
Расширение самостоятельности государственных бюджетных и автономных учреждений в конечном итоге должно обеспечить повышение качества оказываемых услуг населению при одновременной оптимизации расходов бюджета Астраханской области, основанной в том числе на мотивации государственных бюджетных и автономных учреждений Астраханской области к сокращению издержек, замещению бюджетного финансирования средствами от оказания платных услуг, сохранению и усилению высококвалифицированного кадрового потенциала.
Продолжится внедрение аналитической информационной системы "Открытый бюджет", позволяющей интегрировать и анализировать информацию о состоянии общественных финансов и предоставлять ее в удобной и доступной форме различным группам пользователей. Реализация данного проекта позволит повысить открытость и доступность для граждан и организаций информации о деятельности государственных органов, что способствует созданию позитивного образа власти и повысит инвестиционную привлекательность Астраханской области.
В целях дальнейшей реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджетном процессе в Астраханской области ежегодно будет разрабатываться "Бюджет для граждан" - аналитический материал, содержащий основные положения проекта бюджета, закона Астраханской области о бюджете и отчета об исполнении бюджета Астраханской области. Данный документ позволит гражданам ознакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований на территории Астраханской области.
Формирование фонда оплаты труда
Бюджетная политика направлена на повышение заработной платы работников государственных учреждений Астраханской области в соответствии с Указом Президента РФ № 597.
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики в регионе в 2014 году среднемесячную заработную плату отдельным категориям работников культуры, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения планируется предусмотреть в соответствии с утвержденными Правительством Астраханской области планами мероприятий - "дорожными картами".
При определении объемов расходов на оплату труда учитывается необходимость поэтапного доведения среднего уровня оплаты труда отдельным категориям работников, оказывающих государственные (муниципальные) услуги и выполняющих работы в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, до уровней, установленных Указом Президента РФ № 597, с учетом всех источников финансирования, включая внебюджетные, а также мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Астраханской области.
Формирование расходов на оплату труда с начислениями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по органам государственной власти будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Социальная сфера
Приоритетными направлениями бюджетной политики в социальной сфере останутся повышение доступности и качества услуг населению.
Для реализации этих целей требуется переориентация работы государственных учреждений Астраханской области на достижение результатов, установленных государственным заданием, реорганизация невостребованных государственных учреждений, повышение конкурентоспособности государственных учреждений Астраханской области.
В целях повышения эффективности расходов бюджета Астраханской области в сфере социальной политики необходимо обеспечить реализацию социальных и экономически значимых программ и мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизненного уровня населения, совершенствование форм и методов социальной поддержки населения с целью оптимизации категорий получателей и состава льгот, повышение адресности социальной помощи и точности определения нуждаемости.
При формировании бюджета Астраханской области необходимо учесть обеспечение в полном объеме действующих публичных нормативных обязательств с учетом индексации.
В 2014 году продолжится работа по реализации задач в рамках государственной программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012 - 2016 годы", направленных на повышение уровня жизни различных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи.
Планируется реализация мер социальной поддержки многодетных семей, в том числе многодетных семей, имеющих среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума; при рождении третьего и последующих детей предусматривается выплата ежемесячного пособия, а также предоставление регионального семейного капитала.
В целях усиления социальной поддержки предоставляется единовременное пособие молодым специалистам учреждений образования, здравоохранения, культуры, расположенных в поселениях Астраханской области.
Бюджетная политика в сфере "Образование" будет направлена на реализацию задачи повышения доступности качественного образования при эффективном использовании имеющихся в системе ресурсов, а также обеспечения нормативного подушевого финансирования учреждений.
В целях обеспечения населения Астраханской области дошкольными образовательными учреждениями в 2014 году продолжится реализация мероприятий государственной программы "Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2028 года".
Продолжится работа по реализации комплекса мер в рамках государственной программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы".
Планируется направлять бюджетные средства на поступательное развитие и укрепление материально-технической базы школьной инфраструктуры, обеспечение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, повышение квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку руководителей общеобразовательных организаций и педагогических работников.
В рамках реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 2014 года в полномочия субъекта Российской Федерации входят полномочия в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, с 2014 года к полномочиям субъекта Российской Федерации относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с вышеуказанными нормативами.
Также обеспечивается государственная поддержка талантливых обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений с привлечением средств федерального бюджета.
Будет продолжена социальная поддержка семей, имеющих детей дошкольного возраста, в части выплаты компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях.
В рамках государственной программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2015 годы" планируется организация круглогодичного отдыха и оздоровления детей за счет бюджетов всех уровней.
Бюджетная политика в сфере здравоохранения будет осуществляться в рамках проводимой реформы здравоохранения, которая нацелена на выполнение задачи предоставления качественной и доступной медицинской помощи населению на территории области. Базой для ее реализации должна стать масштабная модернизация отрасли здравоохранения, проводимая в 2011 - 2013 годах.
Предоставление жителям области медицинских услуг планируется путем формирования программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с учетом перераспределения источников финансового обеспечения данных расходов.
С 2015 года обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
В отрасли "Культура" планируется дальнейшая реализация мероприятий в рамках государственной программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области" с привлечением федеральных средств, осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Астраханской области на комплектование книжного фонда библиотек.
Продолжится реализация государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2011 - 2015 годы", ориентированной на создание благоприятных условий для привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства, а также создание массового резерва для спорта высших достижений.
Общегосударственные вопросы
Основными принципами формирования бюджетной политики в сфере функционирования органов государственной власти являются:
- снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Астраханской области, в том числе на базе многофункциональных центров;
- развитие сети филиалов учреждений, оказывающих государственные услуги;
- проведение выборов Губернатора Астраханской области;
- проведение дополнительных выборов депутатов Думы Астраханской области;
- проведение выборов глав муниципальных образований Астраханской области;
- проведение выборов в депутаты совета муниципального образования Астраханской области;
- обеспечение экономической безопасности;
- проведение государственной политики и осуществление нормативного правового регулирования в сфере имущественных и земельных отношений;
- проведение мероприятий по профилактике и противодействию коррупции.
Национальная оборона, национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
Бюджетную политику в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности планируется продолжить по следующим направлениям:
- повышение пожарной безопасности;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- развитие и содержание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Система-112";
- функционирование автоматизированной системы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения с техническим обслуживанием установленного оборудования;
- развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
В сфере национальной обороны в рамках межбюджетных трансфертов планируется субвенция на выполнение органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий по осуществлению воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, за счет средств федерального бюджета.
Средства массовой информации
Бюджетная политика в области средств массовой информации направлена на обеспечение размещения правовых актов органов государственной власти Астраханской области, информирование населения о деятельности органов государственной власти Астраханской области через средства массовой информации.
В рамках текущих расходов предусмотрены расходы на реализацию аналитической ведомственной целевой программы "Обеспечение информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области" на 2014 - 2016 годы.
Занятость населения
В области занятости населения бюджетная политика направлена на осуществление ряда мероприятий:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых сотрудников;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- организация ярмарок вакансий;
- другие мероприятия.
Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ № 597 планируется предусмотреть средства на реализацию мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
Финансовое обеспечение социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, будет осуществляться за счет субвенций, предоставляемых бюджету Астраханской области из федерального бюджета.
Сельское хозяйство
В 2014 году на территории Астраханской области продолжится реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа), основанных на осуществлении государственной поддержки предприятий и организаций агропромышленного комплекса из федерального бюджета и бюджета Астраханской области.
Мероприятия Государственной программы направлены на реализацию эффективных мер по поддержке агропромышленного комплекса с учетом вступления России в ВТО. Ключевыми целями являются обеспечение продовольственной безопасности, развитие переработки, малых форм хозяйствования, а также комплексное развитие сельских территорий.
Учитывая особую роль малых форм хозяйствования в устойчивом развитии агропроизводства и сельских территорий, в Государственную программу включен отдельный раздел по господдержке фермеров. Основными мероприятиями данного раздела является поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, кредитование малых форм хозяйствования, поддержка сельскохозяйственной кооперации.
Эффективным и гибким инструментом поддержки аграрного сектора является программно-целевой метод финансирования экономически значимых региональных программ. Данный механизм, запущенный в 2011 году, положительно зарекомендовал себя по итогам прошлого сезона и продолжает реализовываться в рамках ранее принятых программ по направлениям: развитие овощеводства (в том числе в закрытом грунте), бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности, а также реконструкции, модернизации внутрихозяйственных мелиоративных систем.
Оказываемая государственная поддержка способствует укреплению сельскохозяйственной отрасли, обеспечивает ее конкурентоспособность и позволит занять дополнительные ниши на внутренних и международных рынках.
Также предусматриваются расходы на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, направленного на повышение уровня:
- здоровья и безопасности условий жизни населения;
- экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды.
В целях сокращения количества бездомных животных на территории Астраханской области принят Закон Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения", в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области наделяются отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Реализация указанного закона будет осуществляться за счет средств, передаваемых бюджетам муниципальных образований области в виде субвенции.
Планируются расходы на осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья людей, имущества, охраны окружающей среды.
Дорожное хозяйство
Финансовое обеспечение дорожного хозяйства Астраханской области будет осуществляться за счет созданного в рамках бюджета Астраханской области регионального дорожного фонда.
В качестве источников формирования фонда выступают средства, поступающие в доход бюджета Астраханской области от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет Астраханской области; в доход консолидированного бюджета Астраханской области - от транспортного налога, иных поступлений, утвержденных Законом Астраханской области от 06.10.2011 № 59/2011-ОЗ "О дорожном фонде Астраханской области".
Лесное хозяйство
В результате проведения лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных на 2014 - 2016 годы, финансируемых за счет средств бюджета Астраханской области, предполагается ежегодное увеличение покрытой лесом площади земель лесного фонда на 100 - 150 га. Кроме того, будет продолжена работа по передаче лесных участков в аренду для различных видов использования лесов, а также планируются санитарно-оздоровительные мероприятия.
Охрана объектов растительного и животного мира
и среды их обитания
В области охраны объектов растительного и животного мира и среды их обитания бюджетная политика направлена на реализацию следующих мероприятий:
- постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в границах государственных заказников Астраханской области, уточнение границ памятников природы регионального значения Астраханской области: нерестовых массивов "Забузанский", "Диановский", "Зеленгинский", "Калининский";
- придание статуса особо охраняемой природной территории урочищу Тугай-Худук Харабалинского района Астраханской области;
- образование государственного природного заказника в Черноярском районе Астраханской области площадью 4400 га;
- издание Красной книги Астраханской области.
Также в рамках реализации федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на период 2014 - 2025 годов", предусматривающей софинансирование расходов из бюджета субъекта, планируется провести мероприятия, направленные на ликвидацию прошлого экологического ущерба от нефтяных ям и резервуарного парка бывшей нефтебазы и рекультивацию земель в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Основным принципом формирования бюджетной политики в области жилищно-коммунального хозяйства будет стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является сокращение энергетических издержек. Для выполнения этой задачи в рамках государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до 2020 года" предусмотрено использование таких инструментов государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных кредитов с учетом софинансирования из внебюджетных источников.
Кроме того, в конце 2013 года планируется создание в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации регионального оператора - фонда в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов. Фактически деятельность фонда начнется с 2014 года, что также предусмотрено государственной программой "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года".
Капитальное строительство
В 2014 - 2016 годах продолжится реализация программ по газификации населенных пунктов области, модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из ветхого жилищного фонда.
Особое внимание будет уделено обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также оказанию государственной поддержки молодым семьям при приобретении (строительстве) жилья.
Решение проблем водоснабжения планируется осуществлять путем дальнейшей реализации государственной программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до 2017 года.
Одним из основных социально значимых приоритетов является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан. Решение поставленных задач будет осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в соответствии с утвержденными Правительством Астраханской области "дорожными картами" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации). Финансирование данных мероприятий будет осуществляться как за счет средств бюджета Астраханской области, средств местных бюджетов, так и за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации Указа Президента РФ № 600 планируется выделение средств на инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей.
Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Астраханской области должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов.
Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями области будут формироваться в соответствии с требованиями Закона Астраханской области от 05.12.2005 № 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области", а также действующими на момент формирования проекта бюджета Астраханской области нормативными правовыми актами, регулирующими сферу межбюджетных отношений.
В планируемом периоде будет сохранена без изменений действующая структура межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Астраханской области местным бюджетам в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), поселений, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
При этом объем средств, направляемых в 2014 году на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, должен быть увеличен по сравнению с 2013 годом на индекс потребительских цен.
Финансирование расходов из бюджета Астраханской области и местных бюджетов в 2014 - 2016 годах будет осуществляться в рамках действующего в 2013 году закрепления за органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области государственных полномочий и вопросов местного значения соответственно.
Кроме того, бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на реформирование системы субсидирования муниципальных расходов по вопросам местного значения. В связи с этим планируется осуществить оптимизацию субсидий, предоставляемых местным бюджетам. При этом при подготовке региональных государственных программ в рамках ключевых направлений государственной политики области предлагается применять принцип предоставления субсидии с одновременным установлением соответствия показателей эффективности их предоставления целям социально-экономического развития и индикаторам их достижения, установленным для государственной программы в целом.
В последнее время все более весомую роль в межбюджетных отношениях играют меры по стимулированию органов местного самоуправления к повышению качества управления финансами муниципальных образований. С этой целью будет продолжена практика распределения иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, осуществляющим наиболее эффективное управление муниципальными финансами по итогам мониторинга оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Астраханской области, с размещением результатов на официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с бюджетным законодательством продолжится практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями Астраханской области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику.
В случае выявления фактов нарушения требований соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области бюджетного законодательства Российской Федерации будут применяться меры ответственности, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Астраханской области.
Кроме того, органам государственной власти необходимо усилить работу по привлечению в Астраханскую область федеральных средств, в том числе предоставляемых в целях реализации государственных программ Российской Федерации, а также средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В свою очередь, муниципальным образованиям Астраханской области необходимо обеспечить режим экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления, повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений и переход "к эффективному контракту", а также усилить ответственность, в том числе финансовую, за качество и объемы предоставляемых муниципальных услуг. В целях реализации имеющихся финансовых резервов в муниципальных образованиях требуется повышение эффективности взаимодействия как с налогоплательщиками, так и с администраторами доходов.
Государственный долг Астраханской области
Опережающий рост расходной части бюджета Астраханской области над доходной формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя сократить накопленный объем государственного внутреннего долга. Заимствования у кредитных организаций выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита бюджета. При этом возможно привлечение государственных ценных бумаг, прежде всего на рефинансирование накопленного долга.
Долговая политика в 2014 - 2016 годах будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета, полноты и своевременности исполнения бюджетных обязательств путем привлечения ресурсов на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения долга к доходам без учета безвозмездных поступлений.
С учетом накопленного за предшествующие годы долга объем государственного долга Астраханской области остается значительным. По состоянию на 1 июля 2013 г. объем государственного долга Астраханской области составил 16 млрд. руб. или 67%.
Высокие показатели государственного долга отличают регион от большинства субъектов Российской Федерации. Однако кредитный рейтинг, присвоенный области одним из ведущих международных агентств ("B+" со стабильным прогнозом от Fitch), свидетельствует о том, что область имеет достаточный потенциал. Распоряжением Правительства Астраханской области от 05.04.2012 № 107-Пр "О плане мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета Астраханской области на период 2012 - 2014 годов" утвержден и согласован с Министерством финансов Российской Федерации план мероприятий по снижению долговой нагрузки (далее - план мероприятий), который регулирует параметры бюджета Астраханской области в целях сдерживания роста государственного долга Астраханской области.
В соответствии с планом мероприятий государственный долг Астраханской области должен составить на 01.01.2015 80%, на 01.01.2016 - 75% и на 01.01.2017 - 70%.
Показатели долговой устойчивости Астраханской области
Показатель 2013 2014 2015 2016 Пороговое
значение
Отношение государственного
долга к доходам без учета 85 80 75 70 100%
безвозмездных поступлений
Доля расходов на
обслуживание
государственного долга в 5 6 6 6 15%
общем объеме расходов
бюджета области
Принципы государственной долговой политики Астраханской области на 2014 - 2016 годы:
- рефинансирование заемных средств со сглаживанием пиков долговых выплат во времени;
- сдерживание роста объема государственного долга Астраханской области;
- удешевление заемных средств.
Основу формирования источников финансирования дефицита бюджета составят показатели, соответствующие:
- заключенным договорам о привлечении заемных средств;
- потребности в заемных средствах на покрытие дефицита в 2014 - 2016 годах;
- заключенным договорам о предоставлении бюджетных кредитов муниципальным образованиям Астраханской области в части погашения задолженности по основному долгу;
- запланированным объемам предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Астраханской области на покрытие кассового разрыва, возникающего при исполнении местных бюджетов;
- заключенным договорам о предоставлении государственных гарантий Астраханской области.
------------------------------------------------------------------