По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.07.2013 N А06-2969/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей части 4 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу № А06-2969/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2013 года,
Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2013 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Блажнова Д.Н., судей Мирекиной Е.И., Шарипова Ю.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корневой Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области к Государственной Думе Астраханской области
о признании части 4 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" недействующей,
Заинтересованные лица - Управление министерства юстиции по Астраханской области, Губернатор Астраханской области.
при участии:
от заявителя - Теосева Н.С. - главный специалист-эксперт (по доверенности № 7 от 14.01.2013),
от Думы Астраханской области - Туишев Э.Р. - представитель по доверенности от 14.06.2013 № 1138, от Управления министерства юстиции по Астраханской области - Ержанова Г.К. - ведущий специалист-эксперт (по доверенности от 22.07.2013 № 36), от Губернатора Астраханской области - Донцова М.Г. - заведующая сектором (по доверенности № 5 от 14.01.2013).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области обратилось в арбитражный суд к Государственной Думе Астраханской области (Думе Астраханской области) с заявлением о признании части 4 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" недействующей, как противоречащей законодательству о защите конкуренции.
Представитель заявителя поддерживает требования, изложенные в заявлении в полном объеме, считает, что оспариваемое положение создает ограничение конкуренции и противоречит Земельному кодексу РФ.
Представитель Думы Астраханской области просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает оспариваемое решение соответствующим действующему законодательству и не создающим необоснованных преимуществ.
Представитель Губернатора Астраханской области просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает оспариваемое решение соответствующим действующему законодательству.
Представитель Управления министерства юстиции по Астраханской области просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает оспариваемое решение соответствующим действующему законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд

установил:

Частью 4 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", в редакции Закона Астраханской области от 06.09.2011 года № 51/2011-ОЗ, установлено положение, согласно которому Земельные участки для строительства предоставляются бесплатно в собственность юридическим лицам - победителям конкурсов по определению юридического лица, осуществляющего функцию по разрешению ситуаций, связанных с невыполнением застройщиками своих обязательств (непередачи жилых помещений) перед гражданами - участниками долевого строительства по договорам на строительство многоквартирных домов на территории Астраханской области.
Порядок организации и проведения конкурсов, указанных в абзаце первом части 4 настоящей статьи, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Астраханской области и органами местного самоуправления.
Данный Закон подписан Губернатором Астраханской области, кроме того, вышеприведенное положение Закона было опубликовано 08.09.2011 в печатном издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 39.
Антимонопольный орган, посчитав, что указанное положение Закона противоречит действующему Земельному кодексу Российской Федерации и в нарушение пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" создает необоснованные преференции хозяйствующим субъектам в виде бесплатного приобретения земельного участка, обжаловал названное положение в судебном порядке.
В силу части 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно пункту 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" арбитражные суды в упомянутом законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления. Следовательно, заявления о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не подлежат рассмотрению арбитражными судами (кроме заявлений о признании недействующими указанных в статье 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих антимонопольному законодательству.
Таким образом, в отдельных случаях нормативные акты субъектов Российской Федерации могут оспариваться и в арбитражный суд.
Согласно подпункту а) пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган уполномочен на обращение в арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с заявлениями о признании недействующими полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с чем, в силу пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение данного дела подведомственно арбитражному суду.
Суд считает требование заявителя неподлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
На основании пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту б) части 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Следовательно, законодательный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен издавать законы по распоряжению земельными участками по предметам совместного ведения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 2 Кодекса земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Кроме того, согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности соответствующего субъекта, а также в собственности муниципальных образований такого субъекта.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации установлен запрет на принятие актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 20 статьи 4 данного Закона государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Причем пунктом 4 части 4 статьи 19 главы 5 данного Закона предусмотрено, что не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.
Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 11.09.2012 № 4290/12, исходя из сферы регулирования Закона о защите конкуренции, а также понятия, оснований и порядка предоставления государственных и муниципальных преференций к ним в любом случае не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.
Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке.
Оспариваемое по делу положение Закона субъекта государственной власти устанавливает случай бесплатного предоставления в собственность земельного участка для строительства под условием, для этого хозяйствующий субъект должен принять участие и победить в конкурсе по определению юридического лица, осуществляющего функцию по разрешению ситуаций, связанных с невыполнением застройщиками своих обязательств (непередачи жилых помещений) перед гражданами - участниками долевого строительства по договорам на строительство многоквартирных домов на территории Астраханской области.
Победа в таком конкурсе предполагает участие в разрешении вышеприведенных ситуаций, что фактически направлено на защиту интересов граждан - участников долевого строительства. В связи с чем, само по себе указанное законоположение не может привести к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению, поскольку данное положение касается неопределенного круга лиц, предполагает проведение самостоятельных конкурсов лиц и фактически требует от победителей вышеприведенных конкурсов необходимого вклада.
То есть оспариваемое положение не предполагает бесплатного предоставления юридическому лицу для строительства в собственность земельного участка, не требующего ничего взамен. Поскольку законоположением предусмотрена конкурсная основа, и принятия такого акта для субъекта РФ предусмотрено Земельным кодексом РФ, то фактически суд расценивает его как равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов, которые изъявили желание участвовать в конкурсе и показали лучший результат, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.
Кроме того, оспариваемым положением предусмотрено, что Правительство Астраханской области и органы местного самоуправления должны установить Порядок организации и проведения соответствующих конкурсов, что фактически направлено на обеспечение конкуренции.
В связи с чем, оспариваемое по делу законоположение соответствует нормам земельного законодательства и Закону "О защите конкуренции", принято уполномоченным органом и не нарушает права неопределенного круга лиц, что влечет отказ в удовлетворении требования антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать часть 4 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" соответствующей Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Д.Н.БЛАЖНОВ

Судьи
Ю.Р.ШАРИПОВ
Е.И.МИРЕКИНА


------------------------------------------------------------------