По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.04.2013 N А06-7443/2012 <О признании недействующим решения Совета МО "Енотаевский район" от 25.02.2010 N 7 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район", а именно: в части базового размера арендной платы за использование земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории МО "Енотаевский район" "Земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса , автостояночного комплекса - 54.43">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу № А06-7443/2012

Резолютивная часть решения объявлена 9 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Е.И. Мирекиной
судей Д.Н. Блажнова, Н.А. Сорокина
при ведении прокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефремовой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда
дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Лелекова Алексея Александровича
к Муниципальному образованию "Енотаевский район" в лице Администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области, Совету Муниципального образования "Енотаевский район"
о признании нормативного правового акта - Решения Совета МО "Енотаевский район" от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район" в редакции Решения Совета МО "Енотаевский район" от 11.07.2012 № 27 в части отдельного положения, а именно: в части базового размера арендной платы за использование земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории МО "Енотаевский район" "Земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса (шиномонтажа), автостояночного комплекса - 54.43" несоответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции" и недействующим в указанной части,
при участии:
от заявителя: Поротиковой А.П. - представителя по доверенности от 03.08.2012, от заинтересованных лиц: Хашкиной Е.Г., представителя по доверенности от 10.12.2012 б/н (от МО); от 10.12.2012 (от Совета).
Индивидуальный предприниматель Лелеков Алексей Александрович обратился в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образованию "Енотаевский район" в лице Администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области о признании нормативного правового акта - Решения Совета МО "Енотаевский район" от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО"Енотаевский район" в редакции Решения Совета МО "Енотаевский район" от 11.07.2012 № 27 в части отдельного положения, а именно: в части базового размера арендной платы за использование земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории МО "Енотаевский район" "Земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса (шиномонтажа), автостояночного комплекса - 54.43" не соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции" и не действующим в указанной части.
Представитель заявителя поддерживает требования, просит суд требования удовлетворить, поскольку ставка арендной платы установленная в размере 54.43% от кадастровой стоимости земельного участка экономически не обоснована, нормативный акт, устанавливающий такую ставку, носит дискриминационный характер, ущемляет права малого бизнеса в интересах крупного.
Представитель Муниципального образования "Енотаевский район" в лице Администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области, Совета Муниципального образования "Енотаевский район" просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, поскольку ставки арендной платы были определены с учетом дифференцированного подхода, исходя из экономической привлекательности земельного участка, Решением Совета от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых размеров арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район", опубликовано в газете "Енотаевский Вестник" № 15 от 03.03.2010, с учетом базовых ставок, определенных Постановлением Правительства Астраханской области от 01.02.2008 № 26-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Оспариваемым заявителем решением в раздел "Земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса (шиномонтажка)" было добавлено только понятие "Автостояночный комплекс".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд

установил:

Постановлением Главы муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области от 05.08.2008 № 562 предпринимателю Лелекову Алексею Александровичу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 30:03:050301:42 категории земель населенных пунктов площадью 3584 кв. м для строительства объекта "Автостояночный комплекс", расположенный относительно ориентира: Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка, 1252 км + 990 м трассы Москва - Астрахань.
05.08.2008 между Индивидуальным предпринимателем Лелековым Алексеем Александровичем (арендатор) и Администрацией МО "Енотаевский район" Астраханской области (арендодатель) был подписан договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 30:03:05:050301:42, общей площадью 3584 кв. м, расположенный относительно ориентира: Астраханская область, Енотаевский район, село Енотаевка, 1252 км + 990 м трассы Москва - Астрахань, из категории земель населенных пунктов, для строительства объекта "Автостояночный комплекс".
Договор заключен сроком на три года (до 04.08.2011) - п. 1.2 договора.
Пунктом 2.1 договора арендная плата установлена согласно ставкам, утвержденным Решением Совета МО "Енотаевский район" от 31.03.2008 № 16 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, за земельный участок в размере 78633.5 рублей в год, за месяц 6552.8 рублей.
Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле, и материалов дела следует, что фактически между лицами вышеназванного договора аренды сложились, и до настоящего времени существуют, арендные отношения по эксплуатации земельного участка для строительства объекта "Автостояночный комплекс", арендная плата по которому ранее рассчитывалась исходя из ставок такой платы для земель категории "Земли предприятия, строительства, транспорта и иного назначения" и "Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания", соответственно - 6.18 и 246.89.
Согласно приложению № 1 к договору аренды, за год, размер арендной платы за земельный участок под кафе составлял 246.89% от кадастровой стоимости участка площадью 134 кв. м, в размере - 49.619 рублей; за земли стоянки - 6.18% от кадастровой стоимости участка площадью 3450 кв. м, в размере 29014.50 рублей, всего по договору - 78633.5 рублей.
Решение совета от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых размеров арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район" опубликовано в газете "Енотаевский Вестник" № 15 от 03.03.2010.
11.07.2012 Совет муниципального образования "Енотаевский район" принял решение № 27, пунктом 1.1 которого внес изменения в Решение Совета МО "Енотаевский район" от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район", в том числе в раздел "Земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса (шиномонтажа) - 54.43", добавив в него вид использования земельного участка "Автостояночный комплекс".
Данное Решение было опубликовано в газете "Енотаевский Вестник" № 55 от 18.07.2012 (л.д. 80 - 82).
06.08.2012 Арендодатель направил в адрес "Арендатора" Соглашение о внесении изменений в договор аренды от 05.08.2008, в том числе в расчет арендной платы за земельный участок, площадью 3584 кв. м, предоставленный для строительства объекта: "Автостояночный комплекс".
В соглашении содержится указание на то, что вид использования земельного участка "кафе" и "стоянка" заменен на "Автостояночный комплекс" и ставка арендной платы, составляет 54.43% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем размер арендной платы по договору составляет - 22118.50 рублей в месяц, и соответственно 265421.93 рублей в год (л.д. 19).
Заявитель, полагая, что определение вида использования земельного участка, как "Автостояночный комплекс" и включение его в раздел "земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса (шиномонтажка)" с базовой ставкой арендной платы - 54.43 является экономически необоснованной, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта - Решения Совета МО "Енотаевский район" от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район" в редакции Решения Совета МО "Енотаевский район" от 11.07.2012 № 27 , несоответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции" в части отдельного положения, а именно: в части базового размера арендной платы 54.43.
Суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Обжалуемое Решение Совета адресовано неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, в связи с чем, суд считает, что данное Решение является нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемое заявителем Решение является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, следовательно, в силу вышеприведенных норм, а также пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию арбитражного суда.
В ходе разбирательства по настоящему делу, представителем Индивидуального предпринимателя Лелекова Алексея Александровича, заявлен отказ от исковых требований без указания причин, однако в соответствии с положениями части 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
Частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Таким образом, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога трактуется как анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
С учетом данной правовой позиции в отношении установления уполномоченными органами ставок платы за использование земли при отсутствии единых правил дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Таким образом, подлежат выяснению факты, проводились ли при принятии решения анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Астраханской области от 01.02.2008 № 26-П утверждены порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2.1 указанного порядка, основным принципом определения величины арендной платы за использование земельных участков (далее - арендная плата) является применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, размер арендной платы устанавливается и дифференцируется с учетом:
- вида разрешенного использования земельного участка;
- категории земель;
- иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора.
Вид использования каждого конкретного земельного участка определяется органом местного самоуправления, в соответствии с разработанными и утвержденными правилами землепользования и застройки.
Произвольное установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования, подтвержденного объективными данными, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам федерального законодательства.
В качестве документов, подтверждающих обстоятельства, послужившие основанием для издания оспариваемого акта, представитель Администрации муниципального образования ссылается на ранее действовавшие решения Совета об утверждении Порядка определения размера арендной платы, в том числе № 16 от 31.03.2008 и № 76 от 25.12.2008.
Первичные документы, послужившие основанием для расчета оспариваемой по делу базовой ставки арендной платы - 54.43 в материалы дела представлены не были. В судебном заседании представитель ответчиков пояснила, что максимальный допустимый размер ставки был определен Советом исходя из экономической привлекательности земельного участка и места его расположения.
Документы, подтверждающие экономическое обоснование базовой ставки арендной платы на земли Енотаевского района у заинтересованного лица отсутствуют, сам порядок определения размера базовой ставки к оспариваемому акту не приложен.
Таким образом, Администрация муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области не доказала соответствие оспариваемого положения нормативного правового акта действующему законодательству и, как следствие, не доказала его экономическую обоснованность.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 № 13-П установлено, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Следовательно, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое по делу положение нормативного правового акта противоречит вышеприведенной норме Закона "О защите конкуренции", поскольку материалами дело не подтверждено, что оспариваемая базовая ставка арендной платы установлена обоснованно. (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № ВАС-7708/11).
На основании изложенного, оспариваемое по делу положение нормативного правового акта подлежит признанию недействующим, как несоответствующее Закону "О защите конкуренции".
В связи с чем, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации МО "Енотаевский район" в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации требование заявителя, как физического лица, подлежат оплате госпошлиной в указанном размере.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать Решение Совета МО "Енотаевский район" от 25.02.2010 № 7 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в распоряжении МО "Енотаевский район" в редакции Решения Совета МО "Енотаевский район" от 11.07.2012 № 27 в части отдельного положения, а именно: в части базового размера арендной платы за использование земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории МО "Енотаевский район" "Земли гаражей и автостоянок, транспорта и дорожного сервиса (шиномонтажа), автостояночного комплекса - 54.43" недействующим, как несоответствующее Федеральному закону "О защите конкуренции".
Взыскать с Администрации МО "Енотаевский район" в пользу предпринимателя Лелекова Алексея Александровича судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Е.И.МИРЕКИНА

Судьи
Д.Н.БЛАЖНОВ
Н.А.СОРОКИН


------------------------------------------------------------------