По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.04.2013 N А06-5306/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации города Астрахани от 14.10.2010 N 7930 "Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу № А06-5306/2012

Арбитражный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сорокина Н.А.,
судей Бочарниковой Г.Н., Блажнова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутариновой К.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Кошмановой Наталии Александровны к Администрации г. Астрахани
с участием третьего лица: мэр г. Астрахани
о признании недействующим Постановления администрации города Астрахани № 7930 от 14.10.2010 "Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани".

При участии:
от заявителя: Кошманова Н.А. - паспорт, выписка из ЕГРИП, Абдулов Р.Т.- представитель, доверенность без номера от 10.01.2013, Воронькова О.Г. - представитель, доверенность без номера от 27.08.2012;
от заинтересованного лица: Фирсова Е.С.- представитель, доверенность № 01-09-88 от 22.01.2013; от третьего лица: Рогачев А.В., по доверенности № 01-09-831 от 24.12.2012.
Предприниматель Кошманова Наталия Александровна (Далее по тексту Заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Астрахани (далее орган местного самоуправления, Администрация) о признании недействующим Постановления администрации города Астрахани № 7930 от 14.10.2010 "Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани".
По мнению Заявителя обжалуемый нормативный акт принят с превышением полномочий органа местного самоуправления, не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Минтранса РСФСР № 200 от 31.12.1981, нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Заинтересованное лицо и третье лицо доводы Заявителя оспорили. Представители администрации и мэра города Астрахани пояснили суду, что обжалуемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, указанный нормативный акт не противоречит законодательству о местном самоуправлении, законодательству о конкуренции и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд

установил:

Кошманова Наталия Александровна является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензия № АСС-30-4429-002 на указанный вид деятельности выдана предпринимателю 23.08.2002 года на основании решения Астраханского областного отделения РТИ (л.д. 79).
Пассажирские перевозки по регулярным муниципальным маршрутам пассажирского автотранспорта № 63-С и № 64-С осуществляются предпринимателем на основании договоров использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта от 01.01.2006 четырьмя автобусами малой вместимости (л.д. 75 - 76, 77 - 78). Заявителю выданы Администрацией схемы движения по маршрутам, маршрутные карты (л.д. 81 - 85).
В связи с тем, что пассажирские перевозки по регулярным муниципальным маршрутам пассажирского автотранспорта № 63-С и № 64-С осуществлялись предпринимателем до вступления в силу Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее Закон № 94-ФЗ), договоры использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта были заключены Заявителем с Администрацией без проведения конкурсов, на основании ранее действующей маршрутной сети, утвержденной Постановлением мэра города Астрахани "Об организации работы городского пассажирского автомобильного транспорта в г. Астрахани" № 2208-м от 27.12.2005.
14.10.2010 Администрацией города Астрахани было принято Постановление № 7930 "Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани".
Необходимость утверждения новой маршрутной сети была вызвана как изменением существенных условий работы городского пассажирского транспорта (появление новостроек в городе Астрахани, увеличение количества автомобильного транспорта в городе, необходимость регулирования оптимального соотношения автобусов малой, средней и большой вместимости, вступившие в законную силу решения судов об обязании Администрации решить вопрос о возможности открытия новых автобусных маршрутов, например, дело № А06-4049/2007), так и изменениями в законодательстве, регулирующем пассажирские перевозки.
Полагая, что Постановление № 7930 "Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани" принято Администрацией незаконно и нарушает права и законные интересы предпринимателя, Кошманова Н.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления не соответствующим закону.
Суд считает требование Заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Таким образом, довод заявителя о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией с превышением установленных законом полномочий, противоречит действующему законодательству.
По вопросам местного значения органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (ст. 28 Устава муниципального образования "Город Астрахань", принятого Решением городского Совета города Астрахани 06.07.2004 № 52/а).
В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления и распоряжения администрации города Астрахани и мэра города Астрахани, которые подлежат обязательному исполнению и соблюдению на всей территории городского округа.
Согласно п. 1.3 Постановления мэра города Астрахани от 11.09.2006 № 116-м "Об утверждении регламента администрации города Астрахани", мэр города Астрахани, по должности являющийся главой администрации города Астрахани, руководит деятельностью администрации города Астрахани.
Администрация города Астрахани по вопросам в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Мэр города Астрахани принимает и издает постановления и распоряжения, а также дает поручения структурным подразделениям администрации города Астрахани, соответствующим должностным лицам.
Этим же распорядительным документом установлено понятие постановления.
Постановление - правовой акт, издаваемый мэром или администрацией города Астрахани в целях решения наиболее важных вопросов, то есть предписание, рассчитанное на постоянное или многократное действие.
Пунктом 4.9 данного постановления установлено, что правовыми актами мэра города регулируются, в числе прочего, вопросы действий администрации города Астрахани, непосредственно затрагивающие права граждан, а также предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что вопросы пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам города Астрахани могут регулироваться как правовыми актами администрации города Астрахани, так и правовыми актами мэра города Астрахани. Причем какая-либо иерархия, главенство нормативных правовых актов мэра города Астрахани над нормативными правовыми актами администрации города Астрахани не установлена.
Следовательно, довод Заявителя о том, что старая маршрутная сеть регулярных муниципальных маршрутов города Астрахани, утвержденная Постановлением мэра города Астрахани № 2208-м 27.12.2005, может быть отменена, а новая маршрутная сеть утверждена только постановлением мэра города Астрахани, также не соответствует закону.
Изложенные выше обстоятельства и анализ приведенных правовых норм свидетельствуют о том, что обжалуемый нормативный правовой акт соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также соответствует обжалуемый нормативный правовой акт Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законы № 131-ФЗ и 184-ФЗ имеют различные предметы правового регулирования: № 131-ФЗ - пассажирские перевозки по регулярным муниципальным маршрутам города Астрахани; № 184-ФЗ - организация пассажирских перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении.
Несостоятельными являются доводы заявителя и в части несоответствия обжалуемого нормативного правового акта Приказу Минтранса РСФСР № 200 от 31.12.1981, которым утверждены "Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 12.01.2012 № ВАС-16979/2011 указал, что "данные Правила являются ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован, а следовательно - они не влекут правовых последствий и не могут являться основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них требований".
Не противоречит обжалуемый нормативный правовой акт и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Одним из оснований принятия обжалуемого нормативного правового акта явились изменения в действующем законодательстве, в частности, принятие Федерального закона № 94-ФЗ, в соответствии с которым осуществление перевозок пассажиров муниципального маршрута пассажирским автотранспортом в городе Астрахани может осуществляться лишь на основании заключенного договора и только по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков.
Заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного муниципального сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденным Решением городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119, установлено, что конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани является открытым.
Стоит отметить, что конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут, либо утверждения новой маршрутной сети.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 № 49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах города Астрахани, в соответствии с которыми перевозчиками, отвечающими специальным критериям заключается договор, которым устанавливается расписание движения в целях обеспечения безопасности пассажиров.
Указанные выше нормативные правовые акты органа местного самоуправления доведены до всеобщего сведения в установленном законом порядке.
Суд считает несостоятельным довод заявителя о незаконности обжалуемого нормативного правового акта на том основании, что научно-исследовательские работы по теме "Разработка рациональной маршрутной схемы городского пассажирского транспорта общего пользования г. Астрахани" ОАО НИИ автомобильного транспорта были осуществлены по заказу МУ ТТП города Астрахани.
Указанные работы осуществлялись в соответствии с Распоряжением мэра г. Астрахани от 02.10.2008 № 1056-р. В соответствии с данным распоряжением МУ ТТП города Астрахани 10.11.2008 был заключен договор № 1-0170-08 на выполнение научно-исследовательских работ, результатом исполнения которого явился отчет ОАО НИИ автомобильного транспорта, положенный в основу формирования новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования г. Астрахани.
Суд не находит каких-либо нарушений действующего законодательства в части поручения проведения научно-исследовательских работ МУ ТТП города Астрахани.
Довод заявителя о том, что в данном случае имело место делегирование функций муниципального органа хозяйственному субъекту, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как новая маршрутная сеть принималась Администрацией, а не МУ ТТП города Астрахани.
Также суд считает, что обжалуемым нормативным правовым актом не нарушаются права и законные интересы предпринимателя Кошмановой Н.А.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления предпринимателя Кошмановой Н.А. отказать.
Признать Постановление администрации города Астрахани № 7930 от 14.10.2010 "Об утверждении маршрутной сети регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани" соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.А.СОРОКИН

Судьи
Г.Н.БОЧАРНИКОВА
Д.Н.БЛАЖНОВ


------------------------------------------------------------------