Постановление администрации муниципального образования "Ахтубинский район" от 14.05.2013 N 542 "Об утверждении Порядка осуществления муниципального финансового контроля в муниципальном образовании "Ахтубинский район"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АХТУБИНСКИЙ РАЙОН"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. № 542
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
"АХТУБИНСКИЙ РАЙОН"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом МО "Ахтубинский район" администрация МО "Ахтубинский район" постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления муниципального финансового контроля (прилагается).
2. Отделу информатизации и компьютерного обслуживания администрации МО "Ахтубинский район" (Проскуряков Е.П.) обеспечить размещение настоящего Постановления в сети Интернет на официальном сайте администрации МО "Ахтубинский район" в разделе "Официальные документы".
3. Отделу контроля и обработки информации администрации МО "Ахтубинский район" (Свиридова Л.В.) представить информацию в газету "Ахтубинская правда" о размещении настоящего Постановления в сети Интернет на официальном сайте администрации МО "Ахтубинский район" в разделе "Официальные документы".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, кроме п. 6 Порядка, вступающего в силу с 01.01.2014.
Глава муниципального образования
В.А.ВЕДИЩЕВ
Утвержден
Постановлением администрации
МО "Ахтубинский район"
от 14 мая 2013 г. № 542
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "АХТУБИНСКИЙ РАЙОН"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Ахтубинский район", регламентирует порядок организации и осуществления муниципального финансового контроля в муниципальном образовании "Ахтубинский район", а также порядок взаимодействия органов, осуществляющих муниципальный финансовый контроль.
1.2. Муниципальный финансовый контроль на территории муниципального образования "Ахтубинский район" (далее - финансовый контроль), осуществляемый отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования "Ахтубинский район", включает в себя контроль за использованием средств бюджета Ахтубинского района, в том числе передаваемых бюджету Ахтубинского района из областного бюджета, бюджетных кредитов, а также контроль за эффективным использованием объектов муниципальной собственности и иных финансовых ресурсов муниципального образования "Ахтубинский район" (далее - бюджетные средства).
1.3. Основными целями финансового контроля являются:
- выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по формированию, распределению, аккумулированию и использованию бюджетных средств;
- анализ причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявление резервов повышения эффективности использования бюджетных средств;
- разработка рекомендаций (мероприятий) по устранению и предупреждению возникновения в дальнейшем выявленных нарушений.
1.4. Исполнительными органами государственной власти Ахтубинского района, осуществляющими финансовый контроль (далее - органы финансового контроля), являются:
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы доходов районного бюджета;
- финансовое управление администрации муниципального образования "Ахтубинский район" (далее - финансовое управление).
1.5. При реализации полномочий органы финансового контроля обеспечивают контроль за:
- соблюдением объектом контроля требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Астраханской области, регулирующих бюджетные правоотношения;
- правомерностью финансовых и хозяйственных операций, осуществляемых объектом контроля с использованием бюджетных средств;
- целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
1.6. Финансовый контроль осуществляется в отношении участников бюджетного процесса, физических и юридических лиц, использующих в своей деятельности средства бюджета муниципального образования "Ахтубинский район" (далее - районный бюджет).
1.7. Формами осуществления финансового контроля является предварительный, текущий, последующий финансовый контроль.
2. Финансовый контроль, осуществляемый главными
распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета
Главные распорядители (распорядители) средств районного бюджета осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
а) предварительный - в ходе рассмотрения и утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных казенных учреждений муниципального образования "Ахтубинский район" на предмет правомерности планирования и обоснованности расходов по бюджетной смете, соответствующим расчетам, соответствия расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств; муниципального задания на предоставление субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальным бюджетным (автономным) учреждением муниципального образования "Ахтубинский район" муниципальных услуг (выполнением работ);
б) текущий - в процессе исполнения соответствующей части районного бюджета путем осуществления контроля за:
- целевым, правомерным и эффективным использованием подведомственными муниципальными казенными, бюджетными (автономными) учреждениями муниципального образования "Ахтубинский район" средств районного бюджета;
- соблюдением подведомственными распорядителями (получателями) средств районного бюджета законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- выполнением заданий по предоставлению муниципальных услуг подведомственными муниципальными казенными, бюджетными (автономными) учреждениями муниципального образования "Ахтубинский район";
- ведением бюджетного (бухгалтерского) учета, формированием и представлением бюджетной (бухгалтерской) отчетности подведомственными муниципальными казенными учреждениями муниципального образования "Ахтубинский район" в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также утвержденными формами и показателями планово-отчетной документации муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями муниципального образования "Ахтубинский район";
- целевым использованием средств районного бюджета, включая использование предоставленных из районного бюджета межбюджетных трансфертов, их соответствие условиям и целям, установленным при их предоставлении;
- непревышением подведомственными получателями средств районного бюджета принятия и оплаты бюджетных обязательств по распределенным им лимитам бюджетных обязательств;
в) последующий - осуществление контроля по факту расходования бюджетных средств путем проведения ревизий (проверок). В ходе ревизий (проверок) устанавливаются законность и достоверность финансовых операций, проверяется эффективность использования бюджетных средств, выявляются резервы ее повышения.
3. Финансовый контроль, осуществляемый главными
администраторами доходов районного бюджета
Главные администраторы доходов районного бюджета осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
а) предварительный - в ходе подготовки нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам;
б) текущий - путем осуществления контроля за формированием и представлением бюджетной отчетности администраторами доходов бюджета муниципального образования "Ахтубинский район";
в) последующий - путем осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов администраторами доходов бюджета муниципального образования "Ахтубинский район".
4. Финансовый контроль, осуществляемый главными
администраторами источников финансирования
дефицита районного бюджета
Главные администраторы источников финансирования дефицита районного бюджета осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
а) предварительный - в ходе подготовки нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам;
б) текущий - путем осуществления контроля за:
- планированием (прогнозированием) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита районного бюджета;
- формированием и представлением бюджетной отчетности подведомственными администраторами источников финансирования дефицита районного бюджета;
в) последующий - путем осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита районного бюджета, адресностью и целевым характером кассовых выплат из районного бюджета по погашению источников финансирования дефицита районного бюджета.
5. Предварительный финансовый контроль,
осуществляемый финансовым управлением
Предварительный финансовый контроль осуществляется финансовым управлением на стадии формирования проекта районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части проверки обоснованности бюджетных заявок, представленных субъектами бюджетного планирования.
6. Текущий финансовый контроль,
осуществляемый финансовым управлением
6.1. Текущий финансовый контроль представляет собой форму финансового контроля, осуществляемого в течение финансового года в процессе исполнения районного бюджета (по доходам и расходам, источникам финансирования дефицита), в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций для предотвращения нарушений бюджетно-финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед районным бюджетом.
6.2. Текущий финансовый контроль выполняется финансовым управлением в процессе исполнения районного бюджета и включает в себя проверку:
- непревышения кассовых выплат, осуществляемых получателями средств районного бюджета, доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации расходов Российской Федерации;
- непревышения кассовых выплат, осуществляемых главными администраторами источников финансирования дефицита районного бюджета, доведенных до них бюджетных ассигнований;
- наличия у получателя средств районного бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным финансовым управлением, возникновение у него денежных обязательств;
- соблюдения получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий получения, целевого использования и возврата средств районного бюджета.
7. Порядок осуществления финансовым управлением
последующего финансового контроля
7.1. Формами осуществления последующего финансового контроля (далее - контроль) являются ревизии и проверки.
7.2. Контроль осуществляется в отношении получателей средств районного бюджета, муниципальных образований-получателей межбюджетных трансфертов из районного бюджета (далее - объекты ревизий).
При принятии решения о проведении ревизии в помещении финансового управления документы бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта ревизии принимаются уполномоченным лицом финансового управления по описи, а после ее завершения в соответствии с ней возвращаются.
В рамках реализации статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета) проверки муниципальных образований-получателей межбюджетных трансфертов из районного бюджета проводятся финансовым управлением.
При проведении проверок используются данные годовой бюджетной отчетности об исполнении соответствующего бюджета муниципального образования, а также иные формы отчетности, представляемые муниципальными образованиями в финансовое управление в установленном порядке.
7.3. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде контролируемым объектом финансовых операций с бюджетными средствами, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Астраханской области возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой контрольные действия или исследование состояния дел на определенном направлении (направлениях) деятельности проверяемой организации.
7.4. Выбор конкретной формы осуществления контроля зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности проверяемых организаций, от объекта контроля, объема необходимых контрольных действий.
7.5. Порядок проведения мероприятий по контролю является единым для ревизий и проверок (далее - ревизия).
7.6. Основной задачей ревизий является проверка финансовой деятельности организации по следующим направлениям:
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение бюджетной сметы;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ресурсов;
- соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с получателями средств районного бюджета, бюджетами различных уровней;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- законность и своевременность движения средств районного бюджета, передаваемых муниципальным образованиям в рамках межбюджетных отношений;
- использование средств районного бюджета, направленных на оплату труда;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- предотвращение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
7.7. Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, Астраханской области и муниципального образования "Ахтубинский район" нормативных правовых актов при осуществлении организацией, являющейся участницей бюджетных правоотношений, финансовых операций, за их обоснованностью в соответствии с утвержденными нормативами и сметами.
7.8. Реализация результатов ревизий должна обеспечить своевременное и полное принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
7.9. Инициаторами ревизий являются финансовое управление, главные распорядители, распорядители бюджетных средств и иные органы, на которые возложены бюджетные полномочия (далее - инициаторы).
7.10. В целях включения ревизий в план инициаторы направляют в финансовое управление:
- письмо о необходимости проведения ревизии по вопросам, входящим в компетенцию финансового управления, с указанием конкретной формы осуществления контроля;
- обоснование, в котором отдельно по каждому предлагаемому для ревизии субъекту ревизии аргументированно излагается необходимость проведения ревизии, период, который необходимо подвергнуть ревизии;
- основные вопросы, которые необходимо включить в программу ревизии;
- информацию о предыдущих ревизиях, о выявленных ранее нарушениях, о мерах, принятых в целях устранения нарушений, об их устранении (с приложением соответствующих копий). Данная информация не представляется в отношении ревизий, проведенных финансовым управлением.
Копии вышеперечисленных документов должны быть заверены подписью уполномоченного должностного лица и печатью инициатора ревизии.
7.11. Срок представления информации для разработки плана ревизий на год - не позднее, чем за 2 месяца до окончания текущего года.
7.12. Представленные в финансовое управление материалы должны отвечать следующим основным требованиям:
- системность представленного материала, дающего возможность провести качественную предварительную подготовку к ревизии;
- актуальность сведений, позволяющих своевременно включить в программу ревизии вопросы, требующие особого внимания проверяющих;
- достоверность - соответствие реальному положению дел;
- полнота информации об объектах ревизии - обеспечение достаточного ее объема для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для включения в план и проведения ревизии в планируемом периоде.
7.13. Не позднее чем за месяц до окончания текущего года заместителем главы администрации, начальником финансового управления муниципального образования "Ахтубинский район" утверждается план ревизий на следующий год. На основании плана ревизий на год, а также поступивших поручений главы муниципального образования и с учетом обращений правоохранительных органов, заявлений физических и юридических лиц разрабатывается план ревизий на каждый квартал.
7.14. В план ревизий могут быть внесены изменения в течение квартала в случае получения поручений главы муниципального образования, а также по инициативе финансового управления. В этом случае заместителем главы администрации, начальником финансового управления муниципального образования "Ахтубинский район" утверждается уточненный план ревизий, а финансовое управление самостоятельно проводит работу по сбору необходимой отчетности объекта ревизии, получению иной информации.
7.15. В течение 7 рабочих дней после утверждения плана ревизий на предстоящий год финансовое управление направляет инициаторам ревизий извещение о включении ревизии в план ревизий на предстоящий год, об отсутствии возможности проведения ревизии или нецелесообразности включения ревизии в план на год.
7.16. Для каждой ревизии составляется программа ревизии, утверждаемая заместителем главы администрации, начальником финансового управления муниципального образования "Ахтубинский район". В программе определяются конкретные вопросы проведения ревизии исходя из темы ревизии.
Составлению программы ревизии предшествует подготовительный период, в ходе которого анализируются нормативные правовые акты, отчетные документы, акты предыдущих ревизий, информация из программного продукта, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность субъекта ревизии. Решение о проведении ревизии оформляется правовым актом финансового управления, в котором указываются наименование объекта ревизии, проверяемый период, тема ревизии, основание проведения ревизии, персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии.
7.17. При возникновении потребности в специальных знаниях и навыках в определенной сфере, отрасли к участию в ревизии привлекаются специалисты иных учреждений, организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования "Ахтубинский район", обладающие такими знаниями и навыками (далее в настоящем разделе - специалисты), а также эксперты.
7.18. Учреждение, организация, отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования "Ахтубинский район", получившие запрос финансового управления о выделении специалистов, обязаны в трехдневный срок рассмотреть его и сообщить письменно в финансовое управление фамилии, имена, отчества и должности работников, выделяемых для участия в ревизии. В случае отказа в выделении специалистов в финансовое управление в трехдневный срок направляется письмо с мотивированным отказом. Специалисты указываются в составе ревизионной группы в приказе о проведении ревизии. В случае включения специалистов в состав ревизионной группы в период, когда ревизия уже назначена, в приказ о проведении ревизии вносятся изменения в части дополнения состава ревизионной группы.
7.19. Срок проведения ревизии, т.е. дата начала и дата окончания ревизии, не может превышать 45 рабочих дней. Срок проведения ревизии может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней, при возникновении обстоятельств, не позволяющих провести ее в сроки, установленные приказом (большой объем работы, отсутствие документов, болезнь проверяющих, временное отвлечение их на другие участки работы, необходимость проведения исследования документов). При этом в приказ о проведении ревизии вносятся изменения в части продления сроков ее проведения. В исключительных случаях возможно повторное продление срока ревизии в том же порядке.
7.20. В случае установления при проведении ревизии факта отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, не позволяющего завершить ревизию, ревизия приостанавливается и объекту ревизии направляется предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета. Ревизия также приостанавливается при возникновении следующих обстоятельств, не позволяющих провести ее в сроки, установленные приказом: отсутствие документов, болезнь проверяющих, временное отвлечение их на другие участки работы, непоступление ответов на запросы, необходимость привлечения специалистов, проведения экспертизы, воспрепятствование в проведении ревизии. О приостановлении ревизии издается приказ финансового управления. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления ревизии, издается приказ финансового управления о возобновлении ревизии.
7.21. В случае воспрепятствования в проведении ревизии, в том числе отказа работников проверяемой организации в представлении необходимых документов, финансовое управление сообщает об этих фактах в отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования "Ахтубинский район", в ведении которого находится организация, главе муниципального образования - в случае ревизии в муниципальных образованиях поселений.
7.22. После окончания ревизии, в срок не более 15 рабочих дней, а по итогам ревизии бюджетов муниципальных образований поселений в срок не более 20 рабочих дней, должностными лицами, осуществившими ревизию, составляется акт ревизии, в котором четко, лаконично, объективно излагаются выявленные нарушения с приложением копий подтверждающих документов, с указанием, какие положения нормативных правовых актов нарушены.
7.23. Срок составления акта ревизии продлевается при направлении финансовым управлением запроса о разъяснении возникших вопросов в соответствующие организации или в отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования "Ахтубинский район", в компетенцию которых входят данные вопросы. В этом случае акт ревизии должен быть составлен в течение 5 рабочих дней со дня получения ответа на запрос финансового управления.
7.24. Акт ревизии подписывается уполномоченными должностными лицами, проводившими ревизию, руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером проверенной организации. Акт составляется и подписывается в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в финансовом управлении, второй передается руководителю организации.
7.25. В срок не более одного рабочего дня после вручения акта руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) проверенной организации должны ознакомиться с актом ревизии и подписать его. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, руководитель организации вправе представить возражения или замечания. О наличии возражений или замечаний по акту указанными выше лицами делается соответствующая запись.
7.26. В срок не позднее 3 рабочих дней после получения финансовым управлением подписанного акта ревизии объект ревизии вправе представлять в письменной форме возражения или замечания по нему с приложением подтверждающих документов (их заверенных копий) для приобщения к материалам ревизии.
7.27. В течение 10 рабочих дней финансовое управление рассматривает обоснованность возражений или замечаний и дает по ним письменный ответ.
7.28. Финансовое управление вправе запрашивать сведения, необходимые для рассмотрения возражений. В этом случае ответ на возражения должен быть дан в течение 5 рабочих дней со дня получения ответа на соответствующий запрос финансового управления.
7.29. По результатам ревизий местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из районного бюджета финансовое управление в течение трех рабочих дней направляет копию акта ревизии, возражения и ответ на них в орган, исполняющий местный бюджет, для рассмотрения и принятия решения о применении мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
7.30. Распоряжение о применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства принимается финансовым управлением в срок, не превышающий одного месяца со дня вручения акта ревизии, а при наличии возражений по акту ревизии - одного месяца со дня регистрации ответа на них, и в течение трех рабочих дней после его принятия доводится до проверенного объекта ревизии.
7.31. Проверенный объект не позднее 45 дней со дня получения акта ревизии представляет в финансовое управление информацию о принятых мерах по устранению нарушений, недостатков, установленных ревизией с копиями подтверждающих документов.
7.32. При отсутствии в установленный срок информации о принятых мерах по устранению нарушений, недостатков финансовое управление направляет объекту ревизии представление с указанием срока его исполнения. В случае неисполнения представления в течение 20 дней финансовое управление информирует о данном факте:
- главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведомственном подчинении которого находится объект ревизии, не исполнивший представление.
7.33. В случае представления объектом ревизии возражений после подписания акта ревизии без возражений и принятия приказа финансового управления о применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства финансовое управление рассматривает обоснованность представленных документов.
7.34. При признании представленных документов обоснованными финансовое управление в течение 10 рабочих дней готовит дополнение к акту ревизии, которое подписывается уполномоченным должностным лицом, осуществившим ревизию (или должностным лицом, которому поручено рассмотрение возражений), руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером проверенного объекта ревизии.
7.35. В течение 10 рабочих дней после подписания дополнения к акту ревизии финансовым управлением подготавливаются изменения в распоряжение о применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
7.36. При признании представленных документов необоснованными финансовым управлением в течение 10 рабочих дней направляет объекту ревизии письменный ответ с соответствующими обоснованиями.
7.37. В случае непринятия мер по устранению нарушений, установленных ревизией, неисполнения представления финансовым управлением к виновным объектам ревизий, их должностным лицам применяются меры дисциплинарной, административной и иной ответственности в соответствии с законодательством.
------------------------------------------------------------------