Распоряжение Правительства Астраханской области от 11.02.2013 N 50-Пр "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. № 50-Пр
О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.05.2009 № Пр-1098ГС и в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 № 397-П "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области":
1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной долгосрочной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы".
2. Определить государственным заказчиком комплексной долгосрочной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" агентство по делам молодежи Астраханской области.
3. Агентству по делам молодежи Астраханской области (Базылев Е.А.) разработать комплексную долгосрочную целевую программу "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области" на 2013 - 2017 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 11 февраля 2013 г. № 50-Пр
КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
1. Введение
Концепция комплексной долгосрочной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" (далее - концепция) определяет основные направления в сфере подготовки молодежи Астраханской области к военной службе, а также систему мер, направленных на улучшение физического и морально-психологического состояния молодежи, подлежащей призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания, повышение качества подготовки молодежи по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441, и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области.
Допризывная подготовка молодежи в Астраханской области осуществляется:
- государственными образовательными учреждениями всех типов и видов;
- органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области;
- Астраханской областной организацией Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)";
- общественными и другими организациями, в уставных документах которых указан данный вид деятельности, по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Допризывная подготовка молодежи предусматривает обязательную и добровольную подготовку.
Обязательная подготовка граждан к военной службе включает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям по направлению военного комиссариата Астраханской области;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- занятие военно-прикладными видами спорта;
- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе.
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области действуют в рамках своих полномочий и объединяют свои усилия в реализации мероприятий по подготовке молодежи к военной службе, вносят предложения по ее совершенствованию, разрабатывают программы с включением компонента допризывной подготовки молодежи и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к военно-патриотическому воспитанию молодежи; обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ, эффективность их выполнения.
Предлагаемая концепция ориентирована преимущественно на жителей Астраханской области в возрасте от 14 до 20 лет и определяет основные направления работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных организаций по осуществлению допризывной подготовки молодежи Астраханской области.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным направлениям развития
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации за счет совершенствования организационно-штатной структуры.
Приоритетные направления государственной молодежной политики Астраханской области определены в Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы.
Развитие системы допризывной подготовки и патриотического воспитания молодежи Астраханской области предусматривает реализацию мероприятий, направленных на формирование у молодых людей патриотического сознания, уважения прав человека и иных ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также патриотических качеств личности, критериями которой являются: систематические знания об истории и культуре Родины, вклад в развитие малой родины, личная ответственность в выполнении обязанностей гражданина российского государства, и прежде всего обязанностей по защите Отечества.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Южного Федерального округа до 2020 года для обеспечения стабильного и устойчивого развития и укрепления обороноспособности страны необходимо дальнейшее развитие системы допризывной подготовки и патриотического воспитания граждан, формирование их патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Сокращение срока срочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации до одного года не позволяет качественно подготовить специалиста непосредственно в самой армии. В связи с этим возникает необходимость обеспечения качественного обучения молодежи основам военной службы и военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях, серьезной модернизации системы спортивной и технической подготовки допризывной молодежи.
Из-за существующих тенденций в демографической ситуации в стране, ухудшения состояния здоровья и физического развития призывников проходить военную службу в ближайшем будущем сможет не более 40 - 45 процентов призывного контингента, что обеспечит потребность Вооруженных Сил Российской Федерации лишь на 50 - 60 процентов. В связи с этим возникает необходимость целенаправленных действий по сохранению и укреплению здоровья допризывной молодежи как главного резерва комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация социально-воспитательной и досуговой работы с молодежью, повышение гражданской активности допризывной молодежи, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года. В перечне поручений Президента Российской Федерации от 06.05.2009 № Пр-1098ГС определены первоочередные мероприятия, направленные на развитие системы допризывной подготовки и патриотического воспитания граждан; исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации дана рекомендация разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодежи, предусмотрев финансирование указанных программ из средств региональных бюджетов.
Реализация мероприятий по допризывной подготовке молодежи Астраханской области осуществлялась в рамках комплексной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области" на 2011 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 21.07.2010 № 310-П.
Предварительный анализ итогов реализации комплексной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области" на 2011 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 21.07.2010 № 310-П, показал, что число молодежи, вовлеченной в деятельность молодежных общественных объединений, достигло 10 тысяч в год, что составляет 3.8% от общего числа. Кроме того, создан и функционирует центр допризывной подготовки молодежи.
Вместе с тем функционирование системы допризывной подготовки молодежи - непрерывный процесс, требующий постоянной работы и длительных временных затрат в целях укоренения в культуре молодежи чувства патриотизма и ответственности перед Родиной.
В то же время существуют проблемы, препятствующие эффективной организации работы по допризывной подготовке и патриотическому воспитанию молодежи:
- недостаточное финансовое обеспечение учреждений патриотической направленности и учреждений, ответственных за допризывную подготовку молодежи;
- недостаточное освещение в средствах массовой информации вопросов патриотического воспитания;
- отсутствие возможности у молодежи бесплатно заниматься военно-техническими прикладными видами спорта.
Для решения обозначенных проблем требуется взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, органов военного управления с общественными объединениями в рамках комплексной долгосрочной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" (далее - программа).
Выбор программного метода определяется следующими факторами:
- высокой социальной значимостью патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Астраханской области;
- невозможностью решения проблемы патриотического воспитания и допризывной подготовки без государственной поддержки;
- необходимостью координации деятельности региональных ведомств, органов военного управления, общественных объединений по выполнению комплекса областных мероприятий патриотической направленности и мероприятий, направленных на допризывную подготовку молодежи.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по созданию условий подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации
в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
В сложившихся условиях отсутствие программно-целевого подхода к решению проблем приведет к усугублению сложившейся ситуации. В отсутствие государственной поддержки продолжится снижение физического потенциала молодежи, морально-психологической устойчивости и подготовленности к военной службе. Не удастся остановить рост числа молодежи, страдающей алкогольной и наркотической зависимостью, снижение морально-психологической устойчивости молодых людей, дальнейшее снижение престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
5. Цель и задачи программы
Основной целью программы является развитие областной системы допризывной подготовки и патриотического воспитания молодежи Астраханской области. Для достижения поставленной цели программой предусматривается решение следующих задач:
- усовершенствование нормативно-правовой базы по допризывной подготовке молодежи;
- обеспечение условий и возможностей для подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе проведение областных мероприятий патриотической направленности;
- совершенствование материально-технической базы учреждений патриотической направленности;
- развитие системы кадрового обеспечения учреждений патриотической направленности.
6. Ориентировочный срок и этапы решения проблем
Реализация программы рассчитана на 2013 - 2017 годы. Этапы программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
7. Основные направления реализации программы
Для достижения цели программы требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, протекающими в молодежной среде.
Основными направлениями программы являются:
- организация мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи;
- социальная реклама и пропаганда в молодежной среде службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (в том числе с использованием интернет-ресурсов);
- укрепление материально-технической и кадровой базы для осуществления допризывной подготовки.
8. Показатели конечного результата, позволяющие
оценивать ход реализации программы по годам
Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных программой, предполагается использовать показатели конечного результата согласно таблице.
Таблица
Наименование показателя Показатели результативности
выполнения программы
Единица 2013 2014 2015 2016 2017
измерения г. г. г. г. г.
Цель: развитие областной системы допризывной подготовки и
патриотического воспитания молодежи Астраханской области
Задача 1. Усовершенствование нормативно-правовой базы по допризывной
подготовке молодежи
Доля разработанных нормативно- % 100 100 100 100 100
правовых актов от количества
необходимых
Задача 2. Обеспечение условий и возможностей для подготовки молодежи к
военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе
проведение областных мероприятий патриотической направленности
Доля молодых людей, охваченных % 4.8 5.9 7.1 7.8 8.6
мероприятиями патриотической
направленности, от общего числа
молодежи
Задача 3. Совершенствование материально-технической базы учреждений
патриотической направленности
Доля учреждений, реализующих % 10 10 10 10 10
мероприятия по патриотическому
воспитанию и допризывной подготовке
молодежи, укрепивших материально-
техническую базу, от общего числа
учреждений патриотической
направленности, требующих
модернизации
Задача 4. Развитие системы кадрового обеспечения учреждений
патриотической направленности
Доля специалистов учреждений, % 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5
реализующих государственную политику
на территории Астраханской области,
прошедших переподготовку, системное
обучение, повышение квалификации, от
общего числа специалистов,
реализующих мероприятия по
патриотическому воспитанию и
допризывной подготовке молодежи
9. Предложения по объемам и источникам
финансирования программы
Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 17790.00 тыс. рублей, в том числе:
- из средств бюджета Астраханской области - 16040.00 тыс. руб.;
- внебюджетных средств - 1750.00 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в рамках целевых программ исходя из возможности бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе из средств:
- отраслевой долгосрочной целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 22.10.2012 № 444-П, - 9250.00 тыс. руб.;
- комплексной долгосрочной целевой программы "О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области в 2013 - 2017 годах", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 25.10.2012 № 458-П, - 6790.00 тыс. руб.
10. Предложения по государственным заказчикам
(государственному заказчику-координатору) и разработчикам
программы, а также по участию исполнительных органов
государственной власти Астраханской области,
ответственных за формирование и реализацию
программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является агентство по делам молодежи Астраханской области.
Исполнителями программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Астраханской области:
- агентство по делам молодежи Астраханской области;
- администрация Губернатора Астраханской области в лице управления по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области.
Также в реализации мероприятий программы примут участие:
- региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту России" Астраханской области;
- общественные организации по патриотическому развитию и воспитанию молодежи;
- военный комиссариат Астраханской области.
11. Механизм формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение. В основе программы лежит практический опыт работы специалистов подведомственных агентству по делам молодежи Астраханской области реабилитационных учреждений, а также межведомственное сотрудничество с другими учреждениями.
Проекты, реализуемые в рамках программных мероприятий, определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится в соответствии с действующим законодательством.
Государственный заказчик программы:
- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
- согласовывает с исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при реализации программы.
Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.
12. Предложения по возможным формам и методам управления
реализацией программы
В ходе реализации программы агентство по делам молодежи Астраханской области:
- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации программы;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы.
Неотъемлемым элементом механизма реализации программы является ее мониторинг, осуществляемый с помощью проведения ежегодного анализа результатов реализации программных мероприятий.
Государственный заказчик программы несет ответственность за реализацию программы, непосредственные и конечные результаты, эффективное и целевое использование выделенных бюджетных средств. Государственный заказчик программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме.
------------------------------------------------------------------